книги
пьесы
поэзия
разное
здоровье
литература
проекты
иное

ЭКСПЕРТИЗЫ В ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВЕ

ЧТО ДЕЛАТЬ ПРИ ПОСТАВКЕ НЕГОДНЫХ ТОВАРОВ?

Брак, фальсификат, контрафакт
Эффективный бизнес – как хорошо отлаженный механизм. Порой, бывает, что дело резко затормаживаются потому, что подводят недобросовестные поставщики. Приходится срочно придумывать какие-то обходные, резервные решения, и возникает вопрос – как привлечь к ответственности недобросовестных поставщиков и компенсировать нанесённые ущербы?
На защите граждан и организаций стоит Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 03.07.2016) "О защите прав потребителей". Однако, прежде. Чем возмущаться по поводу некачественной услуги или товара, прежде чем оформлять претензии, следует понять – что такое – негодный товар? Надо разобраться в 3-х важных понятиях: брак, фальсификат и контрафакт.
Говоря по-простому, брак – когда хотели, как надо, а получилось – несоответствие нормативам качества. Не соблюли геометрию изделия, не соблюли должные пропорции ингредиентов, недоукомплектовали поставку, что-то помяли, повредили и т. д. В результате товар или непригоден к использованию, или требует ремонта, или его использование ограниченно (например, краску нельзя использовать при высоких температурах, но можно при обычных).
Фальсификат, в отличии от брака подразумевает злой умысел, когда под видом качественного товара предлагают товар заведомо качеством ниже. Например, вместо качественного металла использован дешёвый металл, вместо дорогих присадок к топливу использованы дешёвые или вообще никаких. Фальсификация практически всегда связана с хищениями, Ведь, если вместо дорогого используют дешёвое, значит, кто-то наживается на экономии. Фальсификация может быть безобидной, когда экономия есть, а качество, почти не страдает; но бывает, что по причине фальсификации происходят аварии, приносится ущерб людям и окружающей среде. Например, металл может сломаться, краска стать ядом, а стройматериалы – будут крайне недолговечными. Поставка бывшего в употреблении товара вместо нового также рассматривается, как фальсификация.
Контрафакт - означает товар, изготовленный с нарушением авторских прав, интеллектуальной собственности их владельца, например, когда под маркой мировых брендов потребителю предлагают товары изготовленные в Китае или где-то на кустарном предприятии. Контрафактный товар, не значит, - товар худшего качества, по сравнению с брендовым товаром, более того, он может изготавливаться на том же производстве, что и фирменный товар (например, в ночную смену) – важно, что контрафактный товар не по праву информирует о себе, как товар известного производителя; и, что важно, - к нему меньше доверия, и он не может стоить столько же, как и брендовый товар. Поскольку в РФ подписана конвенция о борьбе с нарушениями интеллектуальной собственности - весь импортный контрафакт должен останавливаться на таможне, и если он доходит до российского потребителя, то только незаконным путём. Согласно п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 5, Пленума ВАС РФ № 29 от 26.03.2009 года "О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации" - материальный носитель может быть признан контрафактным только судом. Это значит, что до вступления в законную силу решения суда, спорные товары именуются как - "товары с признаками контрафактности".
В некоторых случаях наблюдаются случаи двойного или тройного обмана, например, когда вместо дорогого импортного приходит что-то от неизвестного производителя, сделанное с нарушением норм, да ещё и некачественно. "Конструктор" (когда из разных деталей собирается какой-то целостный механизм), также - тройной обман, если поставляется под видом оригинальной продукции.

 

Товароведческая экспертиза.
Исследованием качеств товара и документации, связанной с товаром и товарооборотом занимается товароведческая экспертиза. Первым исследователем товара является сам покупатель, который должен сделать правильные выводы о соответствии товара нормам качества и его легальности.
Сначала следует изучить документы на товар. Согласно ФЗ 2300-1 ст.10 на товаре должен быть указан адрес (место нахождения), фирменное наименование изготовителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера. Название и логотип изготовителя должен соответствовать брэнду. Контрафактом признаётся не только полное копирование оригинала, но и сходное с ним до степени смешения обозначение.(ст. 1515 ГК РФ, ст.1)
Обычно, на товарах также указывается штрих-код, по цифрам которого можно судить о стране, из которой пришёл товар. Однако, не всегда штрих-коды информируют о стране – производителе. Он может быть нанесён в любой стране по пути следования товара. Есть ещё штрих коды «для внутреннего пользования», чтобы в магазине или на складе оперировать с товаром. Есть ещё недостоверные штрих-коды, например, с неправильной контрольной цифрой.
В соответствии с ФЗ 2300-1 ст. 10 потребитель должен быть информирован:
о соответствии товара техническому регламенту,
о комплектации товара,
обо всех ингредиентах в составе товара,
о дате и месте производства и упаковки товара,
о правилах и условиях эффективного и безопасного использования товара,
о гарантийном сроке (если он предусмотрен),
о сроке службы или сроке годности товара,
об особых свойствах товара (прежде всего, имеющих отношение к безопасности).
Отсутствие данных сведений может свидетельствовать о фальсификации и/или контрафактности товара, и должно настораживать и требовать тщательной углублённой проверки.
Принимая товар, необходимо изучить все сопроводительные документы, таможенную декларацию (если это – импортный товар). Качество товара должно подтверждаться сертификатами соответствия, данными лабораторных анализов и тестовых испытаний.
Если уже при поставке выявляется несоответствие документов и их отсутствии - можно уже сразу отказаться от товара и отправить его обратно, (вначале, конечно, скопировав все документы, сделав масштабные фотографии и документировав все свои действия), требуя возмещения ущерба.
Дальнейший этап – исследование товара. Практика показывает, что при поставках товара не всегда к потребителю приходит то, что он заказывал. Поэтому наготове всегда должна быть фотокамера и необходимые измерительные инструменты.
Сначала исследуется внешний вид товара, органолептические показатели. Увиденное сравнивается с эталоном, например, с тем, что на сайте производителя. Фиксируются все повреждения (в том числе, транспортные). Если поставляется бывший в употреблении товар – осмотр проводится особенно тщательно, с заполнением дефектологической ведомости и сравнения найденных дефектов, с указанными поставщиком. Чтобы разоблачить контрафакт, изучается культура производства конкретного изделия - соответствует ли она уровню мирового бренда или имеет явные признаки кустарщины и ширпотреба (неаккуратность, неэргономичность, использование дешёвых материалов и т. д.)
Следующий этап – проведение специальных проб и анализов. Когда идут крупные поставки – культура бизнеса – делать выборку товара из партии для специального исследования: для проведения химических анализов, технических испытаний и т. д. Если выявляется несоответствие нормативам, хоть по одному пункту, в соответствии с ФЗ 2300-1, покупатель вправе потребовать от продавца - вернуть товар и возвратить его стоимость. Как альтернатива – замена на другой качественный товар, гарантийный ремонт или уценка. Но форма компенсации определяется покупателем некачественного товара.
Заключительный этап проверки - функциональные испытания. Товар должен показать, что все указанные потребителю свойства у него присутствуют. Если выявляется, что хоть одно, пусть даже не самое важное, свойство отсутствует, потребитель вправе возвратить товар (обычно это производится через гарантийный сервис); и обращение в сервис должно быть оформлено до истечения гарантийного срока, при соблюдении условий гарантии.

Компенсация ущербов
Потребитель, получивший некачественный товар, на законных основаниях (ФЗ 2300-1 ст. 14, 15), предоставляя свои претензии и доказательную базу поставщику, требует от него - исправить ситуацию и возместить причиненный ущерб. Здесь понимается ущерб от простоя в работе, от аварийных ситуаций и их последствий, от причинения вреда здоровью людей и окружающей среде, от моральных последствий - всё это может многократно превышать прямые ущербы в размере суммы, потраченной за товар.
Задача инженера, экономиста - подсчитать размеры ущерба. Задача юриста - оформить претензию к поставщику и предложить варианты решения:
Возврат товара и полная компенсация ущерба.
Ремонт или замена товара за счёт поставщика + выплата ущербов.
Приёмка товара, но как некачественного и уцененного с возвращением компенсации (естественно, специалисты должны просчитать, что такая замена не повлияет на качество работы).
Поставщик не всегда с готовностью идёт на возмещение ущербов, особенно, когда дефекты выявляются в процессе эксплуатации изделий. В этом случае потребитель вправе обратиться в суд по взысканию причинённых ущербов.
Практика показывает, что доказать - в чём главная причина: в браке или в неправильной эксплуатации изделия, порой, бывает непросто. Во многих случаях проще доказать контрафактность товара, особенно импортного. Если суд признаёт товар контрафактом, потребитель вправе рассчитывать на полную компенсацию стоимости товара.
В большинстве случаев все проблемы с поставками некачественных товаров решается между заказчиками и поставщиками, которые заинтересованы в сохранении своей деловой репутации. В некоторых случаях для того, чтобы потребителю доказать свою правоту требуется обратиться в общество защиты прав потребителей, в экспертную организацию к специалистам - товароведам, и решать дело в судебном порядке. В любом случае, организуя рабочий процесс, следует быть готовым к тому, что поставщики могут подвести, а, значит, необходимо иметь резервные варианты и знать алгоритм действий по возмещению ущербов от действий недобросовестных партнёров.

Назад+++Вперёд

 

©Alex Hesse      на Главную      e-mail