книги
пьесы
поэзия
разное
здоровье
литература
проекты
иное

ФИЛОСОФИЯ И ФИЗИКА ВСЕОСНОВ

Дуальность мира


Особенностью мышления (прежде всего, человеческого) является то, что человек, исследуя объекты и явления, обычно абстрагируется на какой-то одной ипостаси. Например, изучая какую-либо вещь, нас, прежде всего, интересует её масса, содержание ингредиентов, элементарный состав; потребляя энергию, нас мало заботит, как она была выработана; а, читая книгу, нас интересует не столько полиграфия, сколько информационное содержание данного издания.

Механизмы человеческого мышления вообще устроены так, что мы оперируем конечным, но способны абстрагироваться до бесконечного. То, что мы определяем как «особое», даже по терминологии различно в зависимости от того, на какой ипостаси абстрагируется наше мышление. Так, абстрагируясь на вещественном, мы говорим об объектах бесконечного мира. Говоря о явлениях, мы абстрагируемся на энергии. Говоря о системе, мы предполагаем информационные взаимодействия. Всё это – вычленение разумом фрагмента окружающего мира, различные аспекты его анализа.

Бесконечность однородности есть вырожденная бесконечность, которая абсурдна, поскольку означает пустое множество – отсутствие мира. Бесконечность проявлена как множество «конечного» и «отдельного», которое также является бесконечным.

Математически «отдельное» есть прерывание однородной последовательности. Например, однородная последовательность: «…1, 1, 1, 1, 1, 1, 1…»; при прерывании «… 1, 0, 1, 1, 0, 1, 0, 1…» - и в прерванной последовательности определяется «отдельное». Причём, в бесконечной последовательности при апериодическом прерывании «1 - 0» существует бесконечное разнообразии «отдельного» - различные цепочки последовательностей единиц и нулей.

Даже в этом элементарном примере, прерывая однородную последовательность простейшим образом, мы получаем «особое», представленное как двоичный код; а с помощью двоичного кода, как известно, можно закодировать любой объект, любое явление, любую систему в мироздании.

В наглядном представлении «1» двоичного кода – «полное», а «0» - «пустое» (в бесконечном мире – «полное» и «пустое» - понятия относительные, но они отражают неоднородность объективной реальности). Переходы «1 - 0» и «0 - 1» означают движение, перераспределение энергии. А сам двоичный код – наглядное представление об информации; и то, каково содержание «информационной ячейки»: «1» или «0» - есть 1 бит – минимальная единица информации.

Таким образом, все ипостаси объекта, явления, процесса реального мира выражаются двоичным кодом; более того, все законы диалектики также описываются на основе двоичного кода. Переход «количества в качество» означает, что «1» становится – «0» или наоборот «0» становится – «1». «Отрицание отрицания» означает последовательную смену единиц и нулей. «Единство и борьба противоположенностей» связана с тем, что существует два качественных противоборствующих состояния: «0» и «1», и только в их единстве – «особое» - двоичный код.

Двоичный код это, конечно, – математическая абстракция, и в каждом конкретном случае вместо единиц и нулей наблюдаются какие-то конкретные качества. Однако «полнота» и «пустота» есть - наиболее простейшая дифференциация качеств, поскольку первая отражает развитие, а другая – редуцирование бесконечности. Именно потому, что «полное» и «пустое» есть элементарные качества, сравнивая любые качества объектов, явлений процессов реального мира можно определить, что они не безликие: одни качества можно отнести к категории «полные», другие качества – к категории «пустые».

Когда в диалектике говорят не просто о безликих качествах, а называют их более определённо: «полное» и «пустое» - это качественно более высокий скачок в познании явлений окружающего мира. Однако в этой философской концепции… нет ничего принципиально нового, поскольку с древнейших времён на всех континентах люди видели дуальность мира и использовали понятие дуализма в своих философских концепциях.

«Пустое» и «полное», «мужское» и «женское», «ян» и «инь» - всё эти понятия древних философских школ. Эти воззрения актуальны и для современной философии, поэтому я, как и многие другие современные философы использую категории: «ян» и «инь» для обозначения «полного» и «пустого» соответственно – двух дуальных качеств реального мира.

Вот лишь несколько примеров проявления качеств ян и инь в окружающем мире (Табл. 1)


Табл. 1 - Качества: ИНЬ и ЯН


ЯН

ИНЬ

Полное

Пустое

Свет

Тьма

Мужское

Женское

Активное

Пассивное

Твердость

Мягкость

Порядок

Хаос

Дух

Материя


Качества ян и инь можно обнаружить, исследуя любые явления мира, и, используя диалектические законы трансформации ян и инь, можно описать и спрогнозировать любые динамики систем – циклы и спирали развития.

Когда мы говорим о системах, то подразумеваем совокупность сопряжено функционирующих объектов, нацеленных на достижение некого общего конечного полезного результата – результата деятельности целостной системы; и когда конечный полезный результат есть - устойчивая работа самой системы при разного рода деструктивных воздействиях, мы тогда говорим о саморегулируемой системе.



Назад +++ Вперёд

 

©Alex Hesse      на Главную      e-mail