книги
пьесы
поэзия
разное
здоровье
литература
проекты
иное

ПРОФИЛАКТИКА И РЕАБИЛИТАЦИЯ ПРИ КОРОНОВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ

ПРОСВЕЩЕНИЕ И ПРОПАГАНДА В БЕЗУМИИ ПАНДЕМИИ

         Я снова открываю файлы в интернете, чтобы узнать факты по короновирусу. И замечаю то, что, наверно, замечает каждый пользователь — чем больше углубляешься в тему — тем сложнее в ней разобраться: где истина, где ложь, где добросовестные заблуждения, где намеренная дезинформация, а где проявление болезненной психопродукции?
А ещё имеет значение то, как подаётся информационный материал. Поэтому, порой, правильные идеи вызывают отторжение, а то, что ущербно — принимается за истину, и является руководством к действию.
Конкретно по пандемии. С самого начала людям стали объяснять необходимость ограничительных мер, необходимость защиты от вируса, затем, необходимость вакцинации.
И, вроде, задействованы были грамотные специалисты, ведущие учёные, общественные деятели, и говорили правильные вещи, но почему-то они встретили негативную реакцию и отторжение в народе; а люди с охоткой стали воспринимать информацию негативного толка, вплоть до того, что: «Нас все обманывают и под видом противоэпидемических мероприятий желают всех «зомбировать», «переформатировать», устроить геноцид и прочая, прочая, прочая».
Попробуем объективно разобраться - почему в настоящую пандемию «с треском» провалилась просветительская кампания, и почему людям так любезны различные фэйки и демотиваторы, как исправить эту ситуацию в медицинском просвещении (если что-то ещё, вообще, можно исправить)?
Первая причина состоит в том, что пандемия по времени совпала с кризисом падения доверия народа к власти. Поэтому, все инициативы, исходящие от власти, даже правильные, даже направленные на борьбу с распространением инфекции — были встречены в штыки, и стали расцениваться, как имеющие некий злой умысел. Тем более, силовые решения властей вызвали резкую негативную реакцию, со стремлением (пусть даже в ущерб собственному здоровью) всячески обходить различные ограничения.
Уместно вспомнить отечественную историю, а, именно, период церковного раскола. Ведь, реально, патриарх Никон проводил правильную линию — чтобы упорядочить церковную службу, чтобы исправить все ошибки в богослужении. Однако, все мероприятия патриарха были расценены как антидемократичные, проще говоря, как ересть; и дело дошло до раскола на нововеров и староверов.
Так и сейчас. Всё недовольство, которое накопилось в народе в отношении к власти выплеснулось во время пандемии, как негатив ко всем её инициативам, и, прежде всего, как антивакерское движение — дикое и бескомпромиссное, но… логичное, особенно для современной России, где народу есть какие претензии высказать властям придержащим.
Вторая причина негативного отношения людей к тому, что им вещается на официальном уровне, состоит в том, что у нас в стране немало специалистов — врачей и учёных, других профессионалов; а с медицинским просвещением у нас полный «завал» - даже простые идеи и понятия донести до целевой группы и достичь адекватного восприятия и реагирования практически никто не способен.
Вот, и выходит - медицинская наука у нас есть, а качественного медицинского просвещения у нас нет!
Как-то считается, что считается, что организацией медицинского просвещения может заниматься кто угодно, главное - приглашать специалистов и выкладывать различную информацию: от ВОЗа, от Минздрава, в соответствии с заказом от контролирующих структур.
Однако, когда люди воспринимают официальную информацию, да, ещё в такое тревожное время, они почему-то относятся к этой информации, как к опасной пропаганде — сначала настороженно, а, затем, и негативно, отвергая официальные утверждения, и больше доверяя каким-то альтернативным.
В чём же основное отличие просвещение от пропаганды?
Просвещение — когда просветитель стремиться донести до целевой аудитории целостное понимание проблемы и методов её решения. Когда он всё излагает досконально, обстоятельно и системно. При этом, изложение строится из качественных характеристик тех людей, которые составляют целевую аудиторию. (Естественно, что для одних целевых групп следует излагать информацию на уровне детского сада, другим — на уровне старшеклассников, третьим — на уровне специалистов).
Соответственно с тем — какова целевая аудитория — строится подача материала, информационная нагрузка, сам стиль изложения — всё для того, чтобы люди усвоили подаваемый материал, чтобы они сами подошли  бы к тем выводам, которые, как конечный полезный результат просветительской деятельности.
Вот, здесь, как раз и отличие просвещения от пропаганды. Просвещение означает, что вся исследуемая система освещается лучами разума, и до человека доходит — что к чему и почему? - где причина и где следствия? - почему нужно так, и нельзя иначе? - и всё изложенное должно стать ясным, понятным, системным и «разложено по полочкам». Тогда должные выводы делаются естественно и как бы сами собой — исходя из логики изложенного материала.
При этом просветитель, как учёный исследователь — он сам пытается разобраться в предложенных вопросах и ведёт аудиторию за собой в эту мистерию постижения таинств природы и человека. И, потому, выводы просветителя не как «заказные», а как естественные — потому что другие и нельзя сделать, исходя из истинной природы вещей!
В пропаганде, вроде, всё тоже самое, только… совсем иначе!
Пропагандист уже заранее знает — к каким выводам надо подвести целевую аудиторию; и он манипулирует сознанием людей, чтобы те выстроили необходимые логические цепочки. А чтобы процесс пошёл — вехи для логики ставятся уверенно и однозначно: «Вот — первое, вот — второе, вот — третье, а вот — и необходимый вывод!». Всё просто, понятно и без лишних «завихрений» мысли. А для закрепления эффекта — основные тезисы повторяется по несколько раз с некоторыми вариациями, чтобы требуемое к усвоению основательно «засело» бы в сознательном и бессознательном каждого человека уже на уровне автоматических реакций (как завещано доктором Геббельсом).
Естественно, что пропагандой заниматься проще. Есть заказ на то — какая информация должна быть «втиснута» в голову потребителей — значит, она будет «втиснута»! А, исходя из того, что большинство потребителей к глубокой аналитике не способна, их убеждают достаточно примитивной логикой, аргументируя определёнными фактами и ссылаясь на множество авторитетов.
Обычно, люди «хавают» информацию без особого разбора; но когда к официальным источникам итак предвзятое отношение, любая некачественная подача информации воспринимается, как пропаганда, как то, что: «Нам пытаются «всучить» что-то вредное и опасное, и это выгодно только каким-то олигархам, а нас — простой народ опять обманут!».
Вот, и посмотрите, послушайте с позиции обывателя на речи спикеров в период пандемии короновирусной инфекции — как они объясняют необходимость соблюдения режима безопасности, как объясняют необходимость вакцинирования, и как пытаются довести до народа другие идеи?!
Спикер, например, специалист в какой-то области пытается донести до людей какие-то идеи, но возникает несколько проблем:

         Тем ни менее, те, кто отвечает за медицинское просвещение, как будто и не понимают, что то, чем они занимаются - мало напоминает медицинское просвещение, а, скорее, некачественную медицинскую пропаганду, как это и воспринимается в массовом сознании. И, естественно, что к такой «просветительской» работе возникает недоверие, и тогда люди готовы «заглатывать» даже откровенные фэйки, лишь бы альтернативная информация шла бы вразрез официальной.
Иными словами, фэйки появляются потому, что существует социальный заказ на их создание, а дезинформацией заниматься проще, чем просвещением, потому, многие удобно устроились в этой нише, и пугают доверчивых людей (не без собственной выгоды).
Можете проверить. Предложите услуги себя, как копирайтера — специалиста по созданию интернет — контента — и получите различные предложения, в том числе, по созданию разного рода агитационно-пропогандистского и дезинформационного контента, и организаторы всего этого непотребства даже могут разъяснить — на чём обманывать людей, и как это делать наиболее искусно?!
Кому это надо — создавать фэйковый контент и распространять его в сети?
Обычно всё начинается с того, что отдельные лица забрасывают в сеть ту или иную фэйковую информацию, и кто ей верит — тот и начинает распространять эти фэйки по сети.
Почему эти лица вдруг становятся создателями и распространителями фэйковой информации?
Некоторые просто по мере своего интеллекта сделали определённые выводы, и сказали, что думали.
Другие, склонные к параноидному восприятию мира, естественно для себя, увидели признаки «заговора» и ещё что-то страшное.
Третьи, ради «прикола» создали какую-ту «чушь собачью», и теперь с удивлением наблюдают, как люди в эту «чушь» поверили и приняли её за «чистую монету».
Кстати, некоторые так и распространяют фэйковую информацию — сами не очень то верят, но скидывают в сеть ради «прикола», чтобы и другие «погоготали» над тем, что рождается в некоторых «воспалённых мозгах». А кто-то в такой информации находит «дружественных тараканов», и способен поверить даже безумным фэйкам.
Итак, дезинформация распространяется по сети, и однажды кто-то «слишком умный» додумывается — какую пользу можно извлечь из всех потоков дезинформации, и способствует распространению этих потоков, разворачивая арсенал инструментов контрпропаганды.
Кому же, действительно, может быть выгодна дезинформация, в частности, о короновирусе и обо всём том, что с ним связано?
Возможно, дезинформация используется в конкурентной борьбе, например, между производителями вакцин; и некоторые фэйки про российские вакцины, реально, звучат, как заказные, чтобы опорочить их качество и безопасность.
Дезинформация всегда использовалась в информационной войне; и Россия, как известно часто становится субъектом информационной войны (правда, эта версия тоже близка к конспирологии и теориям заговоров).
Дезинформация это ещё и способ сделать себе имя, рейтинг, как-то заработать на своей известности. Для многих такая «нечистоплотная игра» и он-лайн, и  офф-лайн давно стала образом жизни, ведь, «заработать очки» на скандалах проще, чем войти в хиты посредством своего таланта и интеллекта. Потому фэйки и неистребимы; и чем больше ругают дезинформаторов — тем больше желание шокировать, эпатировать публику, а что дальше будет, то «информационных хулиганов» мало интересует.
Следует понимать, что мы все живём в очень непростое время повышенной стрессовой нагрузки, более того, ускоренными темпами происходит психическая трансформация людей. У кого-то проявляются таланты, а для многих это оборачивается когнитивными диссонансами, проще говоря, «сносит крышу», и параноидные идеи доводят людей до исступления и одержимости.
И, мало того, что параноидные люди сами ослепляются своей безумной верой — их идеи, как ментальная зараза, проникают в разумы других людей. И те, кто сами в смятенном сознании, они воспринимают ложное, как истинное и становятся проводниками параноидных идей.
Страх и паранойя это - «двое из ларца, одинаковых с лица». Неопределённость порождает страх - «пазлы», складывающие привычную картину мира, словно рассыпаются, и личность ищет какую-то «затравку» идеей, чтобы собрать обновлённую картину мира. По степени человеческой глупости, к «мыслителю» и приходит такая «затравка» для кристаллизации идей, и обычно это оборачивается конструированием… параноидной картины мира, в которой что-то определяется, как особое зло, которому необходимо противодействовать всеми своими силами.
Когда параноидная картина мира кристаллизовалась — уже очень сложно её разбить даже «бетоннобойными» доводами разума. Вся ментальность человеческая противится тому, чтобы снова рассыпать «пазлы» с таким трудом собранной картины мира, и принимать новые идеи, даже если они, действительно, являются истинными.
К счастью, «матёрых параноиков» в человеческой популяции не так уж много. К ним, как говорится, поздно обращаться. Большинство людей, принимающих с интересом параноидные идеи, всё-таки, из категории сомневающихся — из тех, кто готовы воспринимать официальную пропаганду, но относятся ко многим её тезисам весьма скептически, и, порой, склоняются к различным альтернативным версиям.
Вот, эти люди, как раз, и должны быть основной целевой аудиторией для грамотного поставленного медицинского просвещения, ибо они достаточно вменяемы, чтобы усвоить ключевые понятия, необходимые для воспроизводства здоровья и для противодействия пандемии в настоящее очень непростое для человечества время.
Другое дело, что официальным структурам, отвечающим за медицинское просвещение, непросто признать свои ошибки, и признать, что вместо просвещения они всё время занимались пропагандой, да, и то - далеко не лучшим образом.
Нужно очень серьёзно учиться, чтобы качественно заниматься медицинским просвещением. Нужно привлекать новых людей, способных заниматься просветительской деятельностью.
Правда, таковых настоящих просветителей, даже в большой России, не так уж и много. Узкие специалисты, как просветители не срабатывают. Блогеры могут заинтересовать людей различными темами, из них но мало кто, действительно, разбирается, особенно в таких ответственных вопросах, как противодействие пандемии короновирусной инфекции.
Однако, необходимо осознать - «провал» в области медицинского просвещения это — объективная реальность, и это — негативный фактор, во многом мешающий нам победить пандемию, а, по большому счёту, и подрывающий вообще доверие народа к власти, что, так или иначе, сказывается на успешности осуществления всех наших национальных проектов.
Беспомощность руководящих структур проявляется ещё и в том, что вместо того, чтобы исправлять недостатки своей деятельности, они решили ополчиться на всех дезинформаторов. Однако эффект от такой «охоты на ведьм» вполне предсказуем. Под разделку попадётся какая-то «мелкая рыбёшка», а «теневые руководители» контрпропаганды продолжат свою подрывную деятельность. Рейтинг доверия народа к власти опустится ещё ниже, а «мученики» станут «народными героями», и люди всеми силами будут стараться ознакомиться с запретной информации, и доверия к ней будет больше, чем к официальным источникам.
Так что, «врачу — исцелися сам!». Чтобы исправить ситуацию в информационном пространстве, надо, официальным структурам следует, в первую очередь осознать и свою вину, что из-за их безграмотного медицинского просвещения — у людей нет доверия даже к почтенным спикерам, что озвучивают официальную точку зрения. И все антивакстеры появились не просто так, а потому, что мало создавать эффективные и безопасные вакцины — надо грамотно объяснить людям — как они действуют, для чего и как вакцинировать, и понятным языком ответить на все насущные вопросы.
Реально же, оказалось, что у нас как-будто бы и нет специалистов, именно, по медицинскому просвещению. Вот, и получаем то, что заслуживаем.
Другое дело, что миллионы людей наврятли заслужили то, чтобы страдать не только от вирусов, но ещё и от безграмотной работы специалистов здравоохранения.
Не хочу сказать плохого о всех работниках здравоохранения. Большинство, особенно практических работников, показали образцы героизма при работе в «красной зоне», пример интеллектуальной мудрости в разработки новых вакцин, противовирусных препаратов и методов лечения. А, вот, с медицинским просвещением в России: и в Центре, и в регионах — дела обстоят на самом низком уровне.
И если мы сейчас отделаемся очередными победными реляциями и ничего не изменим, то будет ещё хуже. А, ведь, и Россию и другие страны мира ожидают уже в ближайшем будущем, испытания ещё более суровые, чем эта пандемия.
Поэтому, сейчас, и на последующие годы, нам необходимы понимающие люди, и те, кто способны донести правдивую информацию для различных целевых групп. Нужны настоящие просветители и настоящее просвещение. Для здоровья людей, для прогрессивного развития России, для эффективного отражения настоящих и будущих угроз, и для построения нового мира на счастливой Земле.

Назад+++Вперёд

Оглавление

©Alex Hesse      на Главную      e-mail