книги
пьесы
поэзия
разное
здоровье
литература
проекты
иное

ПРОФИЛАКТИКА И РЕАБИЛИТАЦИЯ ПРИ КОРОНОВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ

МЕДИЦИНСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ
В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ КОРОНОВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ

         Сейчас на гребне очередной волны пандемии короновирусной инфекции снова ещё более ожесточённо происходит словесная перепалка между теми, кто за вакцинацию, и кто — против, да и вообще по всем аспектам, что связаны, прежде всего, с профилактикой короновирусной инфекцией.
При этом, сторонники вакцинации опираются на мнения одних экспертов и данные статистики, а их оппоненты — ссылаются на мнения других экспертов, на другую статистику. Объективная информация густо перемешана с различными фейками, и в целом — информационного шума много, а с каждым днём человеку всё сложнее разобраться — как оно есть на самом деле?
Причина — что сложилась такая «патовая ситуация» в медицинском просвещении состоит, прежде всего, в том, что в нашем здравоохранении всегда были две большие «дыры»: профилактика и реабилитация.
У нас есть замечательные практикующие врачи, есть талантливые учёные в различных областях медицинской науки, есть хорошие вузовские преподаватели, но изложить корректно медицинскую информацию для населения — требуется особый талант, чтобы достаточно сложное стало бы восприниматься, как относительно простое, и всё было бы изложено наглядно и простым языком — доступно практически для любого образованного человека.
Просветитель должен, конечно хорошо владеть базовыми медицинскими знаниями, иметь врачебный опыт и обладать специальными познаниями в определённых областях медицинской науки; при этом, не «зауживаться», а уметь мыслить системно, постигая сутевые конструкции проблемного поля. А ещё для просветителя важно иметь талант писателя, докладчика — уметь работать со словом и с невербальной подачей информации.
Пандемия убедительно указала, в том числе, то, что в плане медицинского просвещения в России всё очень запущено. Официальная информация подавалась, по большей часть, непонятно и неубедительно; и как ВОЗ часто меняла своё мнение — что такое хорошо, и что такое плохо? - так и в российских СМИ много было тенденциозного и противоречивого.
Телевизионные просветители тоже, как оказалось, почти не пользуются доверием, как медицинские специалисты. К ним сейчас больше относятся, как к массовикам — затейникам, как к предвзятым пропагандистам; и как следствие, на их слова реакция людей чаще негативная, чем позитивная.
Как следствие, в официальной пропаганде осмысленные рекомендации обычно подменялись лозунгами, некими «мантрами», которые повторялись до оскомины и вызывали, скорее, не доверие, а неприязнь.
На фоне невнятных и неубедительных, а, порой, и сумбурных информационных посылов от официальных источников, естественно, в выгодном свете видятся альтернативные информационные посылы, ибо чем досконально разбираться в теме, проще чего-то ухватить, как-то дофантазировать и выдать вроде как убедительный фейк, который будет «проглочен» теми людьми, которые не являются большими специалистами в означенной теме.
Так что, фейковая «замусоренность», особенно, интернет-пространства, не столько от «зловредности» разного рода копирайтеров, а прежде всего, потому что официальная пропаганда слишком невнятная и неубедительная, а преследование за фейки, наоборот, убеждает людей, что правда — не от власти, а от тех, кто этой власти противостоит.
Вообще, пандемия развивается в «не самый подходящий период», когда рейтинг доверия народа к власти итак на спаде, а здесь, ещё и растерянность руководителей разных звеньев во время пандемии и обилие информационного «сумбура» вместо ясных и чётких объяснений и руководств.
Как следствие, когда власть не способна управлять народом с помощью слова, она использует «дубинки». И, реально, многие силовые решения, которые проводились во время пандемии можно было бы заменить грамотными просветительскими методами, но поскольку таковых практически не было, мы получаем народное недовольство и негативные реакции, что только усугубляет и эпидемическую, и внутриполитическую ситуацию в стране.
Казалось бы, российские учёные совершили научный и общественный подвиг, первыми в мире создав и апробировав качественные вакцины, способные эффективно защищать людей от короновирусной инфекции. Однако, именно в России вакцинация испытывает большие проблемы, связанные, в первую очередь, с сомнениями людей в целесообразности вакцинирования и в общем негативном настрое: и по отношению к власти, и по отношении к нашей системе здравоохранения, и к прививочной компании, в частности.
Причина этого кризиса народного доверия, опять таки, в застоявшемся кризиса доверия к власти и к тому, как много было допущено организационных просчётов в борьбе с пандемией, особенно на информационном фронте, где, можно сказать, официальные каналы проигрывают альтернативным; и очень много людей верят откровенным фейкам или, по крайней мере, сильно сомневаются в тезисах официальной пропаганды.
Во время пандемии мы, который раз, убедились, что «рыба гниёт с головы». И если считать головной организацией ВОЗ, то рекомендации, оценки, объяснения, порой, этих «экспертов» повергали людей в недоумение, а то и были и просто шокирующими; особенно, когда «эксперты» ВОЗ что-то по началу усердно рекомендуют, затем, говорят о низкой эффективности и нецелесообразности, и… готовы по нескольку раз кряду пересматривать свою позицию. Естественно, рейтинг доверия к ВОЗ после таких мудрствований не стал выше.
То, что Российское министерство здравоохранения, во многом ориентируется на рекомендации ВОЗа не добавляет ему рейтинга; но собственно чего-то осмысленного и самостоятельного также было представлено мало; и если врачи и весь медперсонал трудились героически, то профилактическая работа была поставлена на «слабую троечку», и как реакция — общенегативная реакция людей на такую организацию профилактической работы.
Более того, существует опасная тенденция, что те, кто отвечает за противоэпидемическую работу и за просветительскую деятельность, вроде как довольны своей активностью, мол, во всём виноваты распространители фейков, а мы сами, вроде как, делаем всё правильно, но народ нас почему-то слушать не желает? Вроде, как пропаганда активно осуществляется, а то, что она малоэффективна, а часто, вызывает прямо противоположенные эффекты — в этом виноваты кто угодно, кроме создателей и распространителей информационных материалов.
Подобная самоудовлетворённость означает то, что никто не собирается извлекать уроки пандемии, и потому в системе профилактической медицины не появляется ни новых людей, ни новых идей, ни каких-то новых организаторских подвижек. И если в целом по стране — власть отделилась от народа, такое впечатление, что в здравоохранении все управленцы настолько «заняты» делами пандемией, что под предлогами вирусной угрозы обеспокоены только тем, как бы поменьше работать с людьми и с общественностью (не могу, конечно, судить по всем регионам страны, но что вижу вокруг себя — то и описываю).
Конечно, признавать свои ошибки и заблуждения всегда непросто, однако пандемия ещё раз показала всем нам, что профилактическая медицина, особенно медицинское просвещение, у нас на довольно низком уровне, и с сознанием людей требуется работать как-то иначе.
Требуется уже сейчас исправлять ошибки просветительской кампании по борьбе с пандемией короновирусной инфекции.
Правда, если бы грамотная разъяснительская работа с людьми проводилась бы с самого начала пандемии, сейчас бы мы имели гораздо лучшие результаты: и по уровню здоровья населения, и по привитому контингенту, и по доверию народа к системе здравоохранения. А сейчас… даже когда правильно и поздно — инерция недоверия будет ещё долго действовать против всех инициатив властей и управленцев от здравоохранения.
Однако, радикальные перемены в системе медицинского просвещения необходимы, и именно сейчас — в непростой для здравоохранения период  они должны быть реализованы. Это важно ещё и потому, что легче наша жизнь не станет, разве что время будет предоставлять нам некоторые передышки перед новыми, ещё более сложными испытаниями,
Следует понимать, что текущая пандемия короновирусной инфекции, своего рода — тестовое испытание и предупреждение, что всем нам предстоят ещё более тяжкие испытания; и от организации медицинской и психологической работы, от грамотного медицинского просвещения, от чёткой организационной работы — многое будет зависеть.
Потому так важно непредвзято и самокритично оценить и усвоить уроки пандемии, чтобы совершенствовать все звенья системы здравоохранения, уделяя первейшую заботу профилактике и просвещению. Сейчас это — самое слабое звено в системе, однако от него очень многое зависит и сейчас, и особенно, в грядущие непростые времена, к которым следует готовиться уже в наше время, осмысливая прежний опыт и создавая новые программы.

Назад+++Вперёд

Оглавление

©Alex Hesse      на Главную      e-mail