книги
пьесы
поэзия
разное
здоровье
литература
проекты
иное

основы религиозной толерантности

(вера и коллективные цели)


 

Проще кинуть всю страну,

Прогуляться на Луну,

Океан до дна испить,

Чем все культы примирить!

Любой коллектив есть не просто случайное собрание людей. Они сведены вместе, ибо есть единая цель и задачи, которые можно успешно решить только объединенными усилиями. Однако у каждого человека есть свои личные цели, и что бы доминировала коллективная цель, нужна достаточно сильная мотивация.

Мотивация формируется через негатив, когда человека принуждают делать то, что он не желает, или посредством осознания коллективной цели, как личной, даже более значимой.

Мотивация на коллективные цели заложена в нас еще на рефлекторном уровне, но человек потому и разумное существо, что всеёпропускает через свое сознание и делает выбор между анархией и дисциплиной, между подневольным трудом и активным соучастием, между бунтом и смирением. Так, что же определяет наш выбор? Обстоятельства, жизненный опыт, внутренние мотивации и авторитет тех, кому мы доверяем.

Постепенно формируется жизненная позиция, определяющая наши поступки. Краеугольным камнем жизненной позиции, её вектором силы является вера: то, к чему я стремлюсь; то, чем я руководствуюсь; с кого беру пример; за что готов, если надо, даже погибнуть!

Вера, религиозная или социальная, предполагает некие надличностные цели. В ней есть своя логика, но еще больше иррациональное начало - внутренняя убежденность в справедливости того, во что уверовал. Истоки этой иррациональности находятся где то в глубинах нашего бессознательного, в смутном осознании своего жизненного предназначения, в родовых связях и корнях, в интуитивных прозрениях и знаках судьбы.

Вера, как и любовь, имеет в основе весь жизненный опыт. Для веры также характерны вспышки озарения - инсайты; и длительная кристаллизация всего мировоззрения, где вера, как зерно - затравка, и вокруг неё соорганизуются другие жизненные ценности, идеалы, потребности, стимулы и мотивации. Поэтому вера для человека - глубоко интимное дело. Человек ревностен к своей вере и готов защищать свои убеждения, отстаивать свои принципы.

Иррациональная природа веры объясняет и то, почему человека так просто обидеть, и так сложно доказать то, что идет вразрез с его убеждениями. Причем, не зная специфики веры человека, её постулатов и обрядовой структуры, недолго натворить ляпсусов, иные из которых могут иметь далеко идущие последствия.

Следовательно, находясь в одном коллективе с верующими людьми, а тем более, управляя этим коллективом, полезно знать то, во что верят эти люди, каковы их мотивации и цели, их слабые места и сильные стороны. Поэтому тот, кто стремится стать подлинным лидером, проявляет усилия, чтобы соответствовать этическим нормам и качествам истинного подвижника, быть ответственной и целеустремленной личностью.

Эта задача не столь уж трудновыполнимая. Ведь, все религии строятся по сходным принципам и решают, практически, одну задачу - воспитать в людях навыки праведной жизни, помочь каждому человеку в его личностном росте и развитии, в решении социальных задач; и, устремляясь к высшим духовным целям, проявлять заботу о ближних своих, следовать своему долгу и человеческому предназначению.

Конструктивно, во всех религиях три блока:

Действительно, все религии защищают вечные ценности мира добра и любви; и люди, приходящие в веру, осмысленно делают свой выбор, чтобы утвердиться в праведной жизни, чтобы иметь моральную опоры в благих делах, чтобы иметь защиту от соблазнов и искушений, от недобрых сил и жизненных неурядиц.

Увы, мы часто уступаем в борьбе мотивов. Человек нередко хватается за ритуал, за религиозную схоластику, чтобы выписать себе очередную индульгенцию, успокоить недовольную совесть, избежать ответственности.

Такое фарисейство далеко от истинной веры. Путь подвижника предполагает дисциплину и ответственность - качества воина духа, которые применимы в любой жизненной ситуации! Именно, проявляя свои лучшие качества в коллективе, лидер вызывает доверие к себе, независимо от того, к какой религии он формально себя причисляет.

Компромиссы также доказываются историческими примерами. Например, во время восстания Маккиавеев, евреям было разрешено вести военные действия даже в субботу, чем они до сих пор пользуются! Такие примеры можно обнаружить в истории всех религий. Важно только не ограничиваться запретами, создавать недовольство, которое однажды может вылиться в конфликтную ситуацию; а превентивно выявлять позиции сторон, и находить решения, приемлемые для каждого.

Различные вероисповедания способны разъединять людей, но нравственная суть религии - помочь человеку адаптироваться в этом безжалостном мире, научиться существовать в коллективе, помогать своим ближним и решать совместные задачи. Для этого требуется дисциплина, ответственность, чуткость и бдительность. Вот, только люди слишком хитрые и стараются увиливать от задач самодисциплины. Они используют религию для оправдания своего самоволия, аргументируют желаемое пунктами веры и часто лукавят, прикрываясь высокими словами.

Чаще всего именно такие люди являются зачинщиками распрей на религиозной почве. Извратив нравственное содержание религии в своих мыслях и поступках, они рьяно сражаются за форму и проявляют наибольшую нетерпимость к инакомыслящим.

Неформальному лидеру - быть выше этих людей! Если он жизнью своей демонстрирует путь воинов духа, если его вера на началах добра и дисциплины - убеждения даже без слов, поступками силы! Если такого лидера нет, и непримиримые разжигают конфликт, то санкции - необходимая, хотя и временная мера. Ибо обязательно до людей должно дойти, что религия это - не способ отгородиться от мира, не удобная философия индульгирования, не виртуальная игра и не способ самоудовлетворения, но... Путь!

Суть любой религии есть — Путь воинов духа. Не случайно именно такое название, ибо Путь требует внутренней дисциплины, собранности и полной самоотдачи - тех качеств, что полезны, как одинокому путнику, так и каждому члену коллектива в решении единой задачи. Даже лексически, вы можете заметить сходство между церковью и армией: служба, пост, устав... Поэтому, развивая в коллективе дух истинных подвижников, лидер решает и коллективные цели, в его поступках благо для каждого человека, для каждого воина команды.

Исходя из того, что «рыба гниет с головы», следует ещё раз подчеркнуть роль лидера. Важно не то, к какой вере вы формально себя причисляете, важнее, как вы понимаете других людей, и как ваша вера говорит в ваших поступках!

При работе в коллективе с людьми, имеющими различное вероисповедание, возникают различные трудности, о которых следует знать, и применять соответствующую тактику.

Очевидные трудности возникают в связи с тем, что в различных религиях существуют и различные традиции, регламентирующие жизнь верующих. Некоторые традиции могут быть смешными и нелепыми для непосвященных, и даже неприятными с позиции своего воспитания.

Лидеру следует предвидеть такие ситуации, а для этого изучить различные традиции, понять их рациональное зерно. Тогда и других людей можно убедить быть терпимыми, ибо у каждого из нас есть то, что можно осмеять, что видится странным и непонятным. Наоборот, следует поощрять культурный обмен, особенно выделяя исторические примеры взаимообогащения культур, человеческие отношения; и то, что мир богаче, поскольку каждая культура уникальна, каждый народ самобытен.

Другой проблемой может стать исполнение религиозных обрядов, когда специфика трудовой деятельности накладывает определенные ограничения. Например, при интенсивной физической работе сложно соблюдать установленный пост, не всегда удается молиться по церковному уставу в положенное время и регулярно посещать службы в храме.

Здесь вопрос компромиссов. Где то руководство идет навстречу пожеланиям верующих: корректирует режим работы, создает возможность для верующих соблюдать предписанные обряды, приглашаются священники, справляются службы. Однако и верующие готовы пойти на компромиссы, когда есть понимание их необходимости.

В любой религии вы можете увидеть принципиальные вопросы и те, по которым возможны компромиссы. Особенно это касается обрядов, ритуалов и всего, что регламентирует внешнюю жизнь людей. Ведь, недаром сказано: «Не человек для субботы, а суббота для человека!». Подобная формулировка правила не только в христианстве, но и в других религиях.

Чтобы прийти к компромиссам, следует, естественно, оказывать уважение к вере человека, к пониманию ее основ, и то, что суть любой религии в нравственных корнях; не во внешнем, но во внутреннем! Суть обрядов, прежде всего, в том, чтобы укрепить человека в дисциплине духовного подвижничества, чтобы собрать его внимание на вечных ценностях мира добра и любви, чтобы привить необходимость работы над своей личностью; и путь самосовершенствования, путь добродетели есть - истинное служение верующего человека!

Что не следует делать между людьми с различными вероисповеданиями, так это выяснять, чья религия лучше, и где какие преимущества. Вера по природе иррациональна, и убеждения практически бесполезны, они способны породить лишь антагонизм. В религии есть большая допустимость компромиссов, но только не там, где дело касается базовых догматов.

Нельзя примерить веры, предлагая уступить в догматах! Однако можно примирить людей различных вероисповеданий, вовлекая их в общее благое дело, чтобы каждый религиозный человек, совершая добрые поступки сам, вместе со всеми, проникнулся духом доверия. Тогда не надо слов, ближний - тот, кто творит благое дело; верующий - тот, кто следует пути добра; и каждый - воин одной команды!

Нам ли на земле спорить об истинности веры? Умирая, каждый видит лучезарного ангела, узнает истинный Свет. Здесь и теперь есть Путь воинов духа, следуя которому формируется личность, строится социальная среда. Путь есть - объединяющее начало для всех подвижников, независимо от их вероисповедания. Тот, кто следует Пути, проявляет качества лидера, и более других способен управлять разношерстным коллективом, вести его к реализации общих целей, разрешать конфликты, укреплять доверие, развивать сотрудничество, защищать свои ценности.

То, что верующие люди становятся цементирующими звеньями команды, её лидерами, идет во благо всему коллективу. Только там, где вера формальная, где высокие слова прикрывают фарисейство, неизбежны конфликты, даже среди представителей одной конфессии. Когда верующие люди, суть - воины духа, даже различные религиозные представления не мешают им совместно работать и достигать общих целей. Однако, поскольку большинство людей весьма неопытны в вопросах веры и тягостно для них духовное подвижничество, задача лидеров - быть бдительными в отслеживании ростков религиозной нетерпимости, разъяснять, доказывать личным примером, восстанавливать мир и доверие, и в общих благих делах, мобилизуя все свои лучшие качества, утверждать свою веру - веру действенной любви и заботы о своей душе, об окружающих людях, о мире на земле, о святом и вечном!

Высший смысл веры - служение Духу и человеку; и нет подвижничества достойнее единого Пути воинов духа!

©Alex Hesse      на Главную      e-mail