ДУХ и МАТЕРИЯ
Как известно, взаимоотношение духа и материи – содержание основного вопроса философии, отвечая на который, любящие мудрость, разделяются на основные партии: идеалистов и материалистов. Марксисты, казалось бы расставили все точки над “I”, и сказав, что Бога нет, стали строить счастливый новый мир своими руками. Результаты этого строительства и через 100 лет ощущаются каждым жителем России. Однако, несмотря на критику марксизма, философские доктрины практически незыблемы., и пора уже основательно переосмыслить – а как реально устроен бесконечный мир, наша Вселенная, космос идей; каково должно быть содержание базовых философских категорий, чтобы верно отражать известные факты о всём сущем; и чтобы, используя эти категории в научном анализе, можно было бы постичь всё многообразие реального мира, а также бесчисленных миров виртуальной реальности.
- 1. Вернёмся к первоначальным значениям терминов дух (spiritum) и материи (materia), которые, как известно вошли в употребление из греческой философии. Мудрецы определяли дуальность мира следующим образом: материя (мать) – мир телесный, чувственный; а дух (отец) – мир бестелесный, который воспринимается человеком лишь при определённых условиях. Подобные представления о природе мира не только в классической философии, но и во всех мировоззренческих доктринах народов земли, что подтверждает не только архетипичность сознания, но объективность дуальной картины мира.
- 2. В переводе на язык современной науки, следует говорить о духе и о материи, как о двух составляющих природы нашей Вселенной. Именно о физике Вселенной способны обоснованно рассуждать учёные – исследователи, ибо всё то, что за пределами этой Вселенной, что образовалась после большого взрыва, в области гипотезирования и непознаваемого. Такой подход отличается от воззрения древних философов, ибо для них Вселенная (Universum) – бесконечное мироздание; в то время, как для современных учёных, термин Вселенная используется для определения ограниченного мира, в котором мы живём. (Подобным образом трансформировалось в веках и представление об атоме. По определению – неделимая частица, а для современные физики делят атом и изучающего, как сложноустроенную частицу нашей Вселенной).
- 3. Если мы исходим из дуальной природы нашей Вселенной, то следует говорить о двух взаимопроникающих и взаимодействующих мирах, составляющих в едином целом всю нашу Вселенную: о мире духа и о мире материи, которые находятся в динамическом равновесии друг с другом, и всё разнообразие известного нам бытия поддерживается совместными динамиками духа и материи.
- 4. 3. Физика определяет материальный мир, как мир, состоящий из атомов и элементарных частиц. Разумно предположить, что и духовный мир состоит из неких «атомов», которые соединяясь создают сложные структуры духовной субстанции. Эта гипотеза должна рассматриваться, поскольку, исходя из квантовой теории, размеры атома и размеры минимального кванта пространства в нашей Вселенной отличаются примерно на 20 порядков; и в этой области неизвестного, логично предположить, существуют свои «атомы», из которых собирается Вселенная духа. (20 порядков, для сравнения, соотношение диаметров Земли и атома – и такой огромный мир – область неисследованного для современной науки.
- 5. Определяя дух и материю, как две составляющие единого поля Вселенной, мы переводим термины в разряд физических категорий, и уже не вправе говорить о бесконечности духа и материи. Следовательно, как мы можем измерять вещественный мир, так мы можем измерять и мир духовный. Однако, природа духа такова, что наши физические инструменты малопригодны, а видение духовное, даже у провидцев, достаточно субъективно и искажается наслоением фантазий и мифотворчества.
- 6. В своё время Ленин определил материю, как объективную реальность, отражаемую в нашем восприятии посредством наших органов чувств; а дух противопоставил материи, как реальность субъективную, которая существует только в нашем воображении, и видение духовное может быть, с точки зрения материалиста, лишь искажённым (иллюзорным, галлюцинаторным) восприятием реального мира. Взяв на вооружение такое определение философских категорий, марксисты автоматически выводят из объективной реальности все «чудеса», все феномены, относящиеся к проявлением духовных сил; и всё, что, как говорят люди верующие, от Бога – для марксистов и их последователей – либо игра воображения, либо – нечто, что сейчас или несколько позднее можно будет объяснить физическими законами сугубо материального мира.
- 7. 6. В отличии от философов последних времён, древние как раз таки использовали два термина: дух и материя потому, что были убеждены, и весь их жизненный опыт доказывал – мы живём в удивительном мире, исполненном тайн и загадок. В этом мире постоянно происходят «чудеса», можно видеть бестелесных сущностей, которые, однако, обладают знанием и силой, да и мы сами люди – необычные существа и помимо физического бренного тела, каждый из нас есть – живая душа – существо удивительного духовного мира, который также реален, как и привычный материальный мир. Он существует помимо нашего сознания и воли, и динамики духа определяют всё наше бытиё, и с ними нельзя не считаться.
- 8. Марксисты доказывали, что материальная природа мира доказывается всем человеческим, всем историческим опытом; но факты «чудесного» из истории человечества, из опыта миллионов индивидуумов достоверно доказывают - духовный мир существует, он обширнее мира материального и находится в постоянном взаимодействии с миром материальным; и оба они – как состояния единого поля Вселенной. Современные физики сами подтверждают факты «чудесного» в нашем мире. Их физические теории для «законченности» нуждаются в силах иного мира. Та же загадочная «тёмная материя», которые, как считают физики преобладает в нашей Вселенной, вовсе не тёмная, но для видящих исполнена светоносным духом, который пронизывает всю Вселенную.
- 9. Современные учёные находят, что в исследованном материальном мире можно найти аналогии ко всем феноменам и закономерностям духовной реальности. В прошлые века мудрецы использовали пусть грубые, но, всё таки, аналогии духовным процессам в различных химических реакциях (так называемая, духовная алхимия), теперь практически все феномены духовного мира можно объяснить, используя аналогии из ядерной физики, теории информации, электродинамики, других разделов современной науки. Сам факт, что в 21-м веке понимание духовных процессов основано не только на религиозных традициях, но и на научных аналогиях, подтверждает методологическую правоту – рассматривать дух и материю, как физические категории единого поля нашей Вселенной.
- 2. Как синоним «материальное» обычно используют термины «вещественное», «телесное», а как термин «субстанция» применим для обозначения и духа, и материи, а также для всего, что вне нашей Вселенной. Как синонимы «духовного» используются термины: «идеальное», «божественное». Однако, это ни есть тождественные понятия. Идея, по сути, - информация, а информационные процессы происходят везде в мироздании, ибо везде существует упорядоченность определённых структур; и, как нет абсолютной пустоты и покоя, нет абсолютного хаоса и порядка. Дух называют энергией и идеей потому, что в материальном мире процесс мышления, воли, эмоции – не видны. Регистрируется только нейрональная активность и следствия интеллектуальной работы в наших поступках и поведении. Для того же, кто видит духовную реальность, все психические процессы проявлены в сиянии биополя человека, в свечении человеческой души, в так называемых астральных мыслеформах, которые выдают всё, о чём мы мыслим и как чувствуем. Таким образом, в духовном мире, где идеи – не абстракции, а проявленная творческая сила, преобразующая мир и самого человека.
- 11. 2. Бог в древних верованиях – мировой вселенский дух, который может локально сгущаться и являться человеку с высшей силой, знанием и могуществом. Чем больше люди стали оперировать понятием бесконечности, тем больше они стали наделять Господа Бога абсолютными качествами; и, наконец, вывели его могущество за пределы всех космических законов. В метафизике Бог – трансцендентальное существо, и Божий дух, естественно, вне природы, и противостоит любой объективной реальности. Метафизика предполагает веру без сомнений, и лишних раздумий. Она утверждает, что есть то, что никогда невозможно постичь наукой, ибо сие происходит по воле Божьей, которая априори над человеческим разумом. Однако, дерзновенные учёные привыкли всему искать объяснение, везде находить законы природы, и описывать их формулами и числами. Поэтому в методологии познания следует не выводить дух в сферы непостижимого, а изучать дух и материю, как проявление единого поля нашей Вселенной, поскольку знание о духовных законах и прежде и теперь необходимы для каждого человека, как первейшее условие его гармоничного развития.
- 9. 5. 4. Представление о том, что дух и материя – проявление единого поля Вселенной, предполагает то, что при их взаимодействии и взаимопроникновении образуется некая промежуточная субстанция духо-материя. Обычно эту мезосубстанцию называют «астрал», который видится, как имеющий несколько фракций: те, которые по своей природе ближе к материи, и те, которые ближе к духу. Астрал, по сравнению с духом и материей является метастабильным состоянием поля Вселенной, но, поскольку он ближе к материи, мистики, описывая духовный мир, описывают в первую очередь, именно феномены астрального мира, отчего и создаётся впечатление о духовном, как о чём-то эфемерном, неустойчивом, в отличии от плотной материи. Когда же воспринимаешь собственно духовный мир, убеждаешься в его стабильности; и то, что душа человеческая бессмертна для видящего непреложный факт, подтверждаемый всем духовным опытом человечества.
- 1. Что же получается – если материя и дух – физические категории, составляющие единое поле Вселенной, то что делать с философскими направлениями, как назвать ту логику, которая отходит от абстрагирования в философских категориях? Думаю, что важнее – исследовать реальный мир, и переходя от идеализма к физике духа, возможно постигнуть законы духовного мира, которые актуальны для каждого человека, ведь, мы сами – наша живая душа – часть этого духовного мира, и жизнь души есть – жизнь истинная. Для верующего же человека все философские измышления ничего не значит потому, что первейшее это – любовь, и там, где любовь, душа обретает подлинное знание, и, казалось бы, иррациональная любовь к Богу – основа любви к ближнему и самому себе
- 14. 1. Порой, наш разум посещают удивительные идеи – о том, как устроен мир и всё сущее. Но где истина? Основная причина мировоззренческих заблуждений – не от слабости ума, а от желания человека защитить свои слабости, найти им удобное оправдание. А как это сделать, если в духовном космосе мы все – прозрачные существа в прозрачных оболочках, и весь свет наших душ возвращается светом, а все, сливаемые в космос негативы, возвращаются нам кармическими «откатами»? Только из-за инерции материального мы всё еще пребываем в иллюзиях вседозволенности и отсутствия справедливости, и легко ведёмся на ложные учения, когда истина рядом, и она открывается, когда заглядываешь в своё сердце.
- 15. 10. 8. 1. Философия, вроде как, абстрактная наука. Сначала – всеобщие принципы, затем – конкретно то, что жизненно важно для каждого из нас. Человек постигает тайны мироздания, тайны Вселенной, и не только ради природного любопытства. Он получает интеллектуальный инструмент для преобразования мира и самого себя; и когда разум не блуждает, но укореняется в следовании среднему пути, наш выбор это – путь сердца, ибо на глубоко интуитивном уровне мы духовно едины со всей Вселенной, и определения разума утверждают простые истины от сердца!
©Alex Hesse на Главную e-mail