книги
пьесы
поэзия
разное
здоровье
литература
проекты
иное

Духовная поэзия


Что такое — духовная поэзия, и чем она отличается от какой другой поэзии? Обычно под духовной поэзией подразумевают стихи, в которых говорится о Боге, об ангелах, о святых, о церкви и обо всём, что связано с религиозной деятельностью человека, а также о том, что связано с чувствами и мыслями верующего человека. Формально это правильно: духовное — то, что связано с религиозной жизнью; светское — то, что связано с внецерковной жизнью.

Однако, если разобраться, духовная поэзия, значит, та, которая рождается при обращению к духу, к живому слову, а к духу человек обращается не только когда тот занимается к чем-то церковным, но и тогда, когда человек восхищается природой, когда он вдохновляется земной любовью, когда его побуждают к творчеству патриотические чувства. Там, где истинное вдохновение, там — Дух Божий, и без него не может быть истинной поэзии, когда строчки не «вымучиваются» разумом, а словно льются из глубин сердца.

Тот, кто слышит, кто читает вдохновенные строчки — тому словно передаётся вдохновенное состояние автора, а оно — не само по себе, а от обращения к Духу, который отмечает тех, кто искренне взывает в небеса с открытым сердцем.

Дух отвечает нашим молитвам!? Так оно и есть. Однако молитвы могут быть разными. Есть канонические молитвы, которые осмысленно читаются людьми. Есть и спонтанные молитвы, которые прочитываются словно по наитию, иногда, настолько стремительно, что разум почти не отслеживает импульсы мыслей, которые словно приходят откуда то из глубин бессознательного.

Кажется невероятным, но иногда именно после таких искренних импульсов, небеса словно приоткрываются, и тогда вдохновение посещает поэта, и творчество его, как по указке свыше, не как выдумывание, а как записывание струящихся в пространстве слов, которые удивительно странно выстраиваются в гармонию, и передают великие смыслы бытия, воспринимающему поэзию.

Что же тогда — духовная поэзия в этом аспекте подлинного вдохновения? Та поэзия, которая настоящая поэзия, и есть — духовная поэзия! Она — от духа. Она, как молитва, обращённая к духу. Она открывает таинства духа и восхищает в небеса, открытые для ищущих вечности!

Духовная поэзия это — то, что гармонизирует наши души, в независимости от того, о чём или о ком идёт речь — о природе или о церкви, о святых или о простых людях, ибо мир Божий проявлен всюду; и там, где есть гармония, там в самом простом и естественном проявляется красота Божьего мира и мудрость Божья!

Можно тысячи раз рифмовать: Бог, святые, церковь и т. д., но если нет истинного вдохновения — нет и истинной поэзии, а только рифмованное повествование или, говоря по простому, «рифмоплётство», которое вроде как — стихи, но без «волшебства» поэзии, без её духовной силы - той, что отличает истинную поэзию.

Уместно привести и другие примеры, когда пишется о том, что, казалось бы, далеко от духовного и церковного: о любви, о природе, о быте, о многом другом. Читаешь, слушаешь, и понимаешь, что это - истинная поэзия, что она — плод духовного вдохновения; и это чувство вдохновения сродни религиозному чувству, поскольку духовный свет проливается на каждого, и он побуждает наши души к творчеству. Только для одних это творчество — в религиозном служении, для других — в делах добра и милосердия, а для третьих — в науках, искусствах и других видах деятельности.

Известно, что многие творческие люди, по жизни, далеко не святые, но эти факты не свидетельствуют об их бездуховности. Если попытаться понять мотивации их мятежной души, то можно увидеть, как душа рвётся в небеса, но одновременно одолевают и земные страсти. В этих напряжённых душевных коллизиях рождаются стихи и другие творческие произведения, и эта внутреннюю битву можно отследить в творчестве авторов.

Через творчество человек приходит к Богу, а если «отпадает» от Бога, то качество его творчества снижается до скучности и тривиальности. (Особый вариант, когда творческий человек начинает служить не Богу, а его противнику — тогда он может преуспеть в социальном плане и прославиться «специфическим» творчеством, но оно по своей природе дисгармонично и разрушительно, как для самого автора, так и для тех, кто его почитает).

По идее, если человек религиозен, да ещё и творческая личность — он должен достичь вершин в своём творчестве, а иначе можно говорить о том, что ему не достаёт веры и религиозного рвения — от того он и не гений, хотя Господь и вручил ему благие дары для совершенствования души своей, для умножения гармонии в этом мире.

Правда, то, что мы зовём гениальностью, слагается из нескольких благоприятных условий. Уже сказано, что необходим дар божественного вдохновения. Необходим талант, в основе которого определённые врождённые особенности индивидуума, позволяющие ему в потенциале делать что-то лучше других, на максимуме человеческих возможностей. Требуется колоссальный самоотверженный труд, чтобы широко раскрыть крылья своего таланта и достичь того, что Богом предопределено достичь в творческой судьбе (при этом Бог по особому заботится о талантливых людях, бросая их из огня — да в полымя для уразумления и обретения духовной стойкости). И ещё гению нужна удача, которая «дама капризная», но для тех, кто с Богом и от Бога — исходит особое благословение, чтобы гений не «выгорел», а стал «светом горы» - чистым проводником любви и гармонии!

Если человек умеет говорить — для него естественное желание — восхищаться поэзией и самому пробовать писать стихи. Сие занятие кажется очень простым, но чтобы создать хотя бы несколько гениальных строчек, требуется нечто особенное; и поэтому рифмоплётов много, а истинных поэтов единицы; как, впрочем, и в других жанрах искусства, и в других сферах человеческой деятельности.

Тем же, кому Бог не определил стезю гения, не стоит унывать, и, тем более, пополнять многочисленные ряды графоманов.

Есть узкий путь, и следовать пути есть — творческая задача для каждой души. Тот, кто верно следует этому пути — над ним зажигаются звёзды; и станет ли при этом путник сам яркой звездой — уже не так важно! Путь истины — путь гармонии, который наполняет разум мудростью и сердце радостью. Тот, кто успешный путник, по своему, - поэт; и путник особенно чутко улавливает суть духовной поэзии, и то — откуда исходит вдохновение творца?!

Духовная поэзия это — как вдохновенные заметки путника, который порой продирается сквозь тернии, порой взмывает в небеса; и всегда отражает в своём творчестве ведомость путника Духом Святым, который «находит» поэта, чтобы передать свои живительные лучи всем, кто обращается к вечности, что улыбается нам в строчках истинной поэзии!

©Alex Hesse      на Главную      e-mail