книги
пьесы
поэзия
разное
здоровье
литература
проекты
иное

От автора

            У меня давний интерес к культуре доколумбовой Америки, и была идея - создать пьесу о Кецалькоатле, но оказалось, чтобы всё понять и прочувствовать, недостаточно литературных талантов, требуется определённый жизненный опыт, требуется самому принять крест, чтобы сказать о том, кто пронёс тяжкий крест через всю свою жизнь, передать его живые мысли и чувства, что не исчезли, и хранятся в хабах бесконечной вселенной.
Тот, кто в чистоте духа, вопрошает космос, ему доступны тайны времени, и персонажи былых эпох оживает, чтобы открыть свои секреты. Вот, только людские архивы о прошлом с большими белыми пятнами; особенно, это относится к истории доколумбовых цивилизаций Америки, ведь, многие древние архивы были безжалостно уничтожены завоевателями, и по фрагментам старинных легенд уже непросто восстановить тысячелетнюю историю.
Так, и легенда о Кецалькоатле. Она, во многом, является ключевой для понимания Американской эйкумены доколумбовой эпохи. Более того, Кецалькоатль, можно сказать, определил программу развития своего народа, и, в определённом плане, всего человечества; и то, что происходит сейчас на нашей земле, в Библии рассматривается, как последние времена, а для коренных американцев, как ожидание обещанного прихода Кецалькоатля.
По жанру пьесу о Кецалькоатле можно назвать антиутопией, ведь, как развивается сюжет:
Сначала великий учитель Кецалькоатль становится богом и фактическим правителем Тулы; и народ, восприняв его учение о милосердным Боге, достигает невиданного процветания, и, кажется, что даже природа в своей щедрости радуется благому выбору нации. Однако, в процветающем государстве народ утрачивает ревностность веры, и людям ближе суета дня. С утратой религиозности происходит развращение душ, возвращение к идолопоклонству; и закономерно следует Божье наказание - неурожай, войны и другие бедствия, которые заканчиваются крахом цивилизации; и Кецалькоатль вынужден уйти в изгнание, обещая однажды вернуться с Востока.
Нам - людям, пережившим великие социальные эксперименты прошлого - следует усвоить уроки об исторических циклах и о связи духовного и материального, чтобы в последние времена укрепиться в вере, ибо тот, кто обещал, непременно вернётся.
В пьесе события тысячелетней давности определённым образом увязаны с событиями настоящего времени. Так уж получилось в ходе работы над пьесой, что главным героем стал старый хиппи Джон, который рассказывает о своей непростой жизни: как он из рок звезды стал мудрецом - отшельником, и его история великой любви к Каритэ сан, которая однажды ушла, но с которой не прекращается духовная связь.
Образы героев, конечно, собирательные, важнее было осмыслить духовный опыт эпохи - какой непростой путь проделывает душа человека, чтобы прийти к вечной гармонии, чтобы обрести истинную радость и счастье, и делиться этой радостью со всем миром посредством доброго намерения и проникновенного творчества.
Древние боги ещё сильны и продолжают развращать людей, но мудрые приходят на землю, чтобы чуткие души наполнились светом, встречая того, кто обещал вернуться!

Синопсис

            В первой части пьесы описывается, как в Гватемалу на раскопки по гранту приезжают археологи из России: почтенный профессор Рохлин и молодой аспирант Ылог. В международном научном лагере их встречают испанский и американский археологи. Вскоре наступает ночь, и учёные отдыхают до утра. Утром археологи расходятся по своим участкам, и приступают к раскопкам.
Неожиданно к Ылогу подходят дети: мальчик и девочки, одетые так, словно сошли с фресок майя, и начинают разговаривать с археологом. Ылог задаёт им вопросы о Кецалькоатле, и как мог появиться человек европейского типа на американском континенте тысячу лет назад?
Дети рассказывают археологу о древних цивилизациях, о том, что такое толтек и нагваль, и предлагают Ылогу самому пропутешествовать в прошлое, использовав камень сновидения. После разговора дети исчезают также внезапно, как и появились.
Через некоторое время к Ылогу сбегаются все археологи, и раскрашивают, что случилось, ведь, к нему приходили дети солнца, которые отвечают на любые вопросы, и говорят самое важное. Ылог пребывает в растерянности, и Рохлин просит иностранных археологов не усердствовать с вопросами, ибо их молодому коллеге сейчас надо как-то оклиматься. Иностранцы предлагают русским вечером расслабиться и посетить старину Джона, которому принадлежит бар Толтек. Русские благодарят, и планируют вечером зайти в бар.
Археологи расходятся по своим участкам, и Ылог остаётся один. Он крепко сжимает камень сновидений, и погружается в глубокий сон, который переносит его сознание на тысячу лет назад.
Во второй части события происходят в центральной Америке в 10-м веке. Раскинув руки, словно распятый на кресте стоит Се Акатль. К нему подходит духовный учитель - Нагваль. Нагваль подытоживает годы учёбы Се Акатля, и говорит, что теперь наступило время его духовной миссии. Он должен отправиться в Тулу (город мастеров), чтобы передать народу мудрость толтеков - воинов духа, и создать справедливое процветающее общество, где все будут поклоняться единому милосердному богу, и больше не приносить кровавых жертв древним богам. Нагваль нарекает Се Акатля Кецалькоатлем (Кукулканом) - пернатым змеем (имя одного из главных богов местного пантеона), и даёт ему в помощь своих духов - союзников: птицу и змею. Се Акатль садится на плот, и отплывает. Надвигается буря.
Утро следующего дня. Се Акатля находят на западном берегу около Тулы Уэмак и двое воинов. Се Акатль сообщает им о своей миссией, и Уэмак с воинами становятся его первыми учениками. Из обломков плота на берегу воздвигается крест, как символ Кецалькоатля. Народ почитает Кецалькоатля, как бога, и следует его учению.
В Туле гибнут правители, и Кецалькоатль торжественно вступает в город. Уэмак становится царем Тулы. В Туле Кецалькоатль встречает Кецальпетотль  и признаёт в ней женщину - Нагваля, которая для него, как духовная сестра.
В Туле достаток и процветание. Щедрые урожаи маиса и других продуктов. Хорошо живут и северные племена чичимеков, жителей которых больше не приносят  в жертву, и чичимеки во множестве переезжают в Тулу. Чтобы народ не распустился в безделье, затевается строительство большой пирамиды.
Однако, народ, начав хорошо жить, перестаёт ревностно относиться к религии. Все больше безверия и лицемерия. Тескатлипока - бог антипод Кецалькоатля, используя волшебное чёрное зеркало, показывает людям соблазняющие картинки, и всё больше людей следуют за ним по пути боготступничества.
В этот критический момент... к Ылогу, который спит на месте раскопе, подходит Рохлин, который будит молодого археолога. Уже вечер, и русские археологи отправляются в бар «Толтек».
            В баре они знакомятся с хозяином - бывшим хиппи Джоном и его внучкой Софи. Как оказывается, они прекрасно говорят по русски, поскольку бывшая жена Джона - Каритэ сан - из рода японцев, которые долгое время жили на Дальнем Востоке России.
Рохлин вспоминает годы своей молодости, когда он восторгался песнями Джона и его группы, и задаёт вопрос — почему группа распалась, и была ли Каритэ сан в этом виновна?
Джон неспешно ведёт повествование. О том, как он однажды приехал в Японию и на лекции местного сэнсея познакомился с Каритэ сан. Вскоре они поженились. А группа распалась от того, что у музыкантов уже наметился творческий кризис; поэтому их расставание было естественным; и то, что в жизни Джона появилась Каритэ сан — только ускорило неизбежное.
Джон много рассказывает о своей прошлой хипповой жизни, и о том, как «уйдя от мира» он переосмыслил всё свое прошлое, очистив свою душу. После этого он снова вернулся к музыкальному и поэтическому творчеству, но уже не гонялся за тщетной славой, а публиковался в сети анонимно.
Джон ностальгирует о временах с Каритэ сан, и вспоминает о неё, как о земном ангеле. Видя его настроение, археологи торопятся уйти, чтобы однажды вернуться и услышать продолжение истории.
В 4-й части события снова перемещаются в Тулу. Там закончились годы процветания, и наступил сильный голод. Кецалькоатль призывает народ сохранять духовную стойкость, исправить свои жизненные пути; а Тескатлипока соблазняет народ, утверждая, что все беды от того, что люди забыли древних богов, перестали приносить им кровавые жертвы, и единственный способ вернуть благосклонность этих богов — возобновить жертвоприношения.
            Побуждаемые Тескатлипокой, местные жители начинают возвращаться к практике человеческих жертвоприношений. Даже после того, как пошли дожди, народ не стал лучше, а даже ещё более развращённым.
Кецалькоатль чувствует, что отношение народа к нему изменилось, и вместе с Уэмаком прогуливается по Туле, слыша недовольные высказывания горожан. Кецалькоатль делает вывод, что он уже не выглядит, как бог, после чего уходит в свою палатку, и больше не показывается народу.
Приближённые предлагают ему сменить имидж, но то, что делают стилисты, Кецалькоатлю не нравится. Только Кецальпетотль меняет имидж, по сути, ничего не меняя,и все находят, что это лучший образ вождя.
Кецалькоатль восходит на пирамиду, где встречается с детьми солнца, и они указывают ему, что не следует сильно доверять духам — союзникам, а более единому Богу. Однако духовная перестройка вызывает специфическую болезненность, и Кецалькоатль нуждается в целителе.
Как целитель к Кецалькоатлю приходит Тескатлипока, который передаёт ему галлюциногенное веселящие снадобье, от которого реально улучшается самочувствие.
Довольный Кецалькоатль угощает снадобьем Кецальпетотль, и опьянённые они забывают о том, что дали обет жить, как брат и сестра.
Утром, стараниями Тескатлипоки, уже вся Тула знает о том, как Кецалькоатль нарушил свой обет. Ситуация выходит из под контроля, и Кецалькоатль со своими преданными учениками уходят в другие страны, чтобы нести слово о справедливой вере.
Тула гибнет от внутренних смут и от внешних набегов, а Кецалькоатль отплывает на плоту на Восток, и обещает однажды вернуться обратно. (Однажды индейцы ошиблись,  приняв конкистадоров за Кецалькоатля, и теперь они его ждут снова, как спасителя мира.)
А у русских археологов — второй день раскопок. Солнце палит нещадно, и они договариваются устроить сиесту — и приходят в бар «Толтек», где их приветливо встречают Джон и Софи.
Джон продолжает свой рассказ о жизни с Каритэ сан.
После распада группы, они переехали в большой город , и жили счастливой семейной жизнью. Однако, Каритэ Сан стала проявлять беспокойство, и однажды потребовала быстро собрать вещи и уехать куда подальше. Как позже оказалось, своевременно, ибо Джону угрожала опасность от одного из своих фанатов.
Так Каритэ сан и Джон оказались в Гватемале, где открыли бар «Толтек». Джон любил бродить по развалинам и собирать древние артефакты; и однажды сущности, связанные с артефактами, чуть не сгубили его, и Каритэ сан настояла, чтобы Джон временно пожил вне дома, пока не избавится от этих сущностей.
Через несколько лет Джон в тревоге пришёл домой,и увидел, что Каритэ сан нигде нет., есть только загадочный рисунок. Рассмотрев рисунок, Джон узнаёт, где он видел это древнее изображения, но когда прибегает, уже никого нет, и только духи союзники поясняют ему, что Каритэ сан ушла через открывшийся портал в иной мир.
После расставания с Каритэ сан Джон о ней сильно скучает, и однажды он встречает детей солнца, с которыми делится своей грустью. Дети помогают Джону перенестись в иной мир, где он встречает Каритэ сан.
В этом же мире они встречают Кецалькоатля и Тескатлипоку, и участвуют в споре о любви и о последних временах человеческой цивилизации.
Уже в этом мире, Джон, Софи и русские археологи подводят итог о жизни и человеческом предназначении, утверждая средний путь — путь сердца!

 

Пьеса

Все Пьесы

 

©Alex Hesse      на Главную      e-mail