книги
пьесы
поэзия
разное
здоровье
литература
проекты
иное

ИСЦЕЛЕНИЕ ДУШИ

Мудрость


Человеческие заблуждения неисчислимы, и существует множество причин, почему мы заблуждаемся. Назову основные на примере вечного заблуждения о сугубо материальном мире.

Первая причина – невежественность, истоки которой неопытность и недостаточная информированность. Вторая – логические заблуждения (можно создать систему, объясняющую что угодно, но только одно объяснение – истина!). Третья – выгода от незнания и непризнания, ведь вера есть признание нашей греховности и незначительности, и нет уже оправдания безрассудству. Четвертое – гласное и негласное табу, и санкции для «нарушителя». Попробуйте, например, в ученой среде объяснить законы духовного мира, и что из этого получится?! Пятое, элементарное, лень. Люди изобретают бесчисленные отговорки: что они заняты, что они устали; что как-нибудь позже…, но суть – нежелание покинуть зону комфорта, не сползать с дивана, дожидаясь развязки.

Впрочем, «на каждого мудреца довольно простоты». Хуже, когда на заблуждениях строятся убеждения. Убеждение это - организующая идея социального экологического поведения. Это краеугольный камень большой логической системы. Убери его, и развалится вся система. Теряется цель, возникает сумбур идей, и неизвестно: откуда опасность. Поэтому люди отстаивают свои убеждения, используют их как щиты, как вехи и ориентиры.

Человек без убеждений глуп. Человек с нестойкими убеждениями, как перекати-поле; он меняет платформы и позиции, руководствуясь лишь выгодой. Гедонизм – то же убеждение, только трусливое. Жить, потакая желаниям и не проявлять воли, значит, разбазаривать энергию, черстветь и тупеть.

Истинная убежденность есть - принятие дисциплины. Верить, значит, соглашаться. Только вера есть - действенное служение Идее! Вера это больше чем мышление. Это воля, намерение, проявленное через творчество. Поэтому верующим можно назвать лишь того, кто живет по вере, а не просто говорит возвышенные слова, выполняет ритуалы и выставляет на показ свою религиозность.

Мудрый верит. При этом он абсолютно критичен. Всё подвергает сомнению, и соглашается потому, что убеждается логикой и фактами и не может не признать истину. Немало глупцов истово верят. Они теряют критичность и меру. Зашоренный фанатик чаще опаснее врага, поскольку не прощает творчества в вере.

Признаком фанатизма является упёртость и зашоренность. Это - духовное рабство. Как индульгирование, проявляется агрессивность и самоуничижение – садомазохистское поведение. К сожалению, разуверить фанатика способна лишь катастрофа или нежданная удача; и успех психотерапии, чтобы хоть немного снять эксплозивность (взрывоопасность фанатиков).

Другой вариант ментального рабства – сверхценная идея. Живёт обычный человек, усердно трудится, звёзд с неба не хватает. Но однажды, его осенило – явилась муза. Простой человек почувствовал себя избранным, причастным к когорте гениев. Он увидел луч света в серый мир и пошёл по нему. Он пытается развить свой успех, вырваться из серости, но… не способен.

Сверхценная идея - это трагедия маленького человека, который пытается доказать всем, и прежде всего себе, что и он причастен к когорте великих; и от этой беспомощности маленький человек ещё более жалок. Есть безобидный вариант графомана и плагиатора, милого человека, который пытается заявить о себе хоть где-нибудь, хоть как-нибудь; и есть эксплозивное графоманство, когда всем критикам несдобровать, что действительно опасно.

Правда, навесить ярлык на человека проще всего. Важно не упустить истинный талант. Часто, это - одиозные личности, которые не вписываются в схему. Поэтому, исследуя творчество, следует быть чутким и непредвзятым, чтобы не ошибаться в человеке.

Сверхценные идеи не лечатся. Более того, разочарование способно привести к суициду. Однако можно снять эксплозивность правдоискателя. Этика и медитация улучшают как личность, так и качество творчества, тем более что творчество можно использовать для самоизлечения. Не всем же становиться мировыми знаменитостями – можно быть звёздочками и для своих близких, и для себя любимого.

То, что в реальном мире не является истиной, в иной реальности может быть истиной. Виртуальная игра это - спектакль, где всё понарошку, но предпринимаемые усилия на полном серьезе! Здоровый человек отслеживает: где игра и где объективная реальность - какие наработки нужно перенимать из игры в мир, и какие – оставить.

Это легко, когда в бодрствующем состоянии жёсткая фиксация настроек на мир материи. Когда же мощь индукций, виртуальные игры становятся особенно яркими, захватывают всё внимание человека. Чудесное становится настолько реальным, что необходимо пересмотреть версию мира.

Идеи родные для виртуального мира, но шокирующие банальное мировосприятие, называются странными. Странное не значит ложное. Хотя, конечно, заблуждаться в виртуальных путешествиях ещё проще, чем в обыденном мире. Эти заблуждения могут иметь частный характер, при сохранном логическом базисе. Однако заблуждение может стать гвоздем мировоззрения, первейшей идеей, аттрактором всех логических конструкций и главным достояние больного разума.

Такая идея зовется бредовой; а логическая конструкция, собираемая вокруг её, зовется бредом. Бредовые идеи следует отличать от фантазмов, как у барона Мюнхгаузена, - использование сюжетов виртуальной игры для развлечения публики, чтобы привлечь к себе внимание. При этом сам рассказчик достаточно критичен и потешается над тем, как ему верят или не верят.

Следует различать параноидный бред от острого галлюцинаторного. Последний развивается, например, на гребне лихорадки, и характеризуется наплывом бессвязанных галлюцинаций. Когда же проходит лихорадочное состояние – проходит и острый бред. Напротив, параноидный бред, даже после выхода из острого состояния, актуален для человека, только развивается более скрытно.

Бредовая идея есть уступка прессингу зазеркалья. Не требуется много энергии, чтобы убежать в виртуальную реальность, наслаждаться её пластичностью и чувствовать себя богом. Заблудший путник болезненно самодостаточен и совершенно не критичен. Он настолько поглощен виртуальной реальностью, что хуже ориентируется в обыденном мире и может стать полностью недееспособным.

Есть узкий путь, ведущий к совершенству, и есть боковые тропинки, на которых рассыпаны приманки. Те, кто уступил пристрастиям, сворачивают в сторону, заключают сделку с «хозяином» виртуальных миров и удерживаются в ловушках беспредельности.

Впрочем, бред развивается постепенно, и на ранних стадиях разум оперирует странными идеями и частными заблуждениями. Нечто стучится из зазеркалья. Человеком овладевает настроение: «Что-то должно случиться!». Он, словно загнанный волк, обложенный таинственным миром. Всё в мире исполнено загадочных знаков. Там что-то творится…

Этот алертный период может длиться годы и годы. Но однажды: свершилось! Некая вспышка осознания, озарение (инсайт). Всё стало ясно, выделилась некая стержневая идея, от которой раскручиваются все другие события и явления.

Осознание всеобщей взаимосвязи для разума человека пока ещё слишком на интуитивном уровне. Задача, чтобы создать стройную логическую конструкцию, произвести кристаллизацию бреда.

Эта кристаллизация - процесс постепенный. Она может быть равномерной, из одного ядра. Тогда бред развивается по классической схеме: паранойяльный, когда странности в других психических сферах не выражены; параноидный, когда задействованы все психические сферы; парафренный, когда распад логической конструкции бреда и преобладает негативная симптоматика.

Кристаллизация может происходить и на нескольких ядрах, тогда логическая система строиться из нескольких идей. В этом случае наблюдается ранняя парафрения со сложной бредовой структурой. В ней может продолжаться кристаллизация бреда с доминированием одной из фабул.

Бред развивается и подкрепляется динамикой виртуальной игры, его фабулы подтверждаются «авторитетами зазеркалья»; и одержимый человек все факты интегрирует именно как подтверждение своих гипотез.

Попробуй, разубеди, что он не мессия. В виртуальной игре он – бог. «Голоса» подтверждают: «Да, это так!». А, если кто сомневается, парадоксальная логика всегда оправдывает бредовые идеи. В отличие от сверхценной идеи, бредовая доказывается не столь яростно, поскольку человек настолько уверен в своей избранности, что не видит смысла тратить энергию на спор. Когда на него активно «наседают», он проявляет негативизм, а в безопасности активно излагает бредовые идеи и ждет поддержки.

Чаще всего бред проявляется на фоне энергетической слабости, сниженного интеллекта и низкого культурного уровня, но бредовые суждения могут быть и у харизматических личностей. Вызов зазеркалья использован ими для духовного, интеллектуального и культурного развития. Даже бред у них другой, более логичный и красивый. Происходит индукция бреда, создаются учения и школы. Строится мир мифа, где личности – посланники и боги, и этот мир – вызов бренному миру материи.

Во всех религиях есть свои заблуждения, и у многих пророков бредовые суждения; и, тем ни менее, не мало из их суждений есть истина. Особенно важна этическая направленность учения. Духовный подвижник практикует и сохраняет критичность мышления, понимает свою исключительность, но не прельщается; он очарован тайной и у него хватает юмора, чтобы рассмеяться над собой.

Мышление есть процесс решения логических задач. А способность к решению сложных логических задач зовется интеллектом. Интеллект – интегральное качество, поскольку для решения задач используются: логика, интуиция, энергетическая подпитка, структуры памяти, свет осознания и экспериментальное творчество. При этом, интуиция, словно подводное течение мысли, где-то в темных областях осознания. Решения всплывают инсайтами и включаются в логические цепи мышления.

Когда решаются локальные задачи, говорится об образованности, о профессионализме. Интеллект – понятие более общее, усредненное и сопоставимое. Поэтому, в тестах строится вертикальная градация – уровни интеллекта. Правда, все эти тесты следует трактовать осторожно. Они относительно хорошо отсевают слабоумие и олигофрению, но не адекватны для высокого уровня, тем более, для выявления скрытых возможностей и гениальности.

Ведь, есть точное воспоминание, и есть воспоминание сути – эрудиция. Эвристическое мышление тоже использует механизмы памяти, но это создание чего-то принципиально нового, хотя и на основе имеющихся аналогий и технологий!

Можно быть чемпионом по головоломкам, иметь отличную память и эрудицию, но эвристические способности будут ограниченны мелкими задачами, которые щелкаются как орехи. А, вот, решить задачу задач, исследовать нечто фундаментальное - для этого ум должен быть устроен достаточно парадоксально, где-то на грани безумия, но это и есть гениальность.

С каких вершин отсчитывать гениальность неизвестно. Однако справедлива старая истина: «гений и злодейство – вещи несовместимые!».

Мудрость – не просто мощный интеллект, это золотое сердце, высокий нравственный потенциал. Иногда даже неученый человек, но с добрым сердцем называется по-житейски мудрым. Человек знания имеет корень из сердца, это и есть подлинная мудрость.


Назад+++Вперёд

 

©Alex Hesse      на Главную      e-mail