книги
пьесы
поэзия
разное
здоровье
литература
проекты
иное

БОГОДЕЛЬНЯ


Как врач, я некоторое время работал в Хабаровской богодельне. Это — даже не клиника. На съёмной квартире силами епархии был организован стационар, в котором установили несколько функциональных кроватей для тяжёло больных пациентов (точнее, для подопечных — там используется только такое обращение к людям на койках). Оснащение, как в обычной клинике, может, только без современных дорогих аппаратов. А так, в наличии: и медикаменты, и специальные средства, и всё, что необходимо для стационарного ухода за подопечными. Недостатка в препаратах и оборудовании не наблюдается. С Божьей помощью, благодаря поддержки спонсоров, богодельня оснащается всем необходимым.

Если в клинике врач «ведёт» пациента, то в богодельне главное — уход за подопечным, поэтому постоянный штат — сёстры милосердия и волонтёры, прошедшие курсы по основам сестринского ухода. Врачи периодически наведываются в богодельню, ведут наблюдение за подопечными. По определённому графику с пациентами работают врачи — реабилитологи. При необходимости, подопечные отправляются в стационары и диагностические центры. В экстренных случаях вызывается скорая помощь или отдельные специалисты. В общем, почти всё как в обычном стационаре, с особенностью того, что осуществляется патронаж церкви, а, значит: иконы, молитвы, периодически подопечных навещает священник, который и курирует всю работу богодельни.

Подопечные, в большинстве - те, которые находятся в очень тяжёлом состоянии: после инсультов, инфарктов, тяжёлых травм, с неоперабильной онкологией, и другие, практически доживающие и нуждающиеся в постоянном и тщательном уходе. От таких пациентов стационары стремятся избавиться любыми способами, обычно передавая их родственникам, и в условиях стационара таким пациентам часто оказывается недостаточный уход, уже потому, что на медицинский персонал и так приходится немало различной нагрузки.

Дело, однако, не только в нагрузке. В богодельню персонал приходит не только, чтобы работать и получать заработную плату; основная мотивация — служение милосердию, во славу Божью! Поэтому, в отличии от многих стационаров, такого внимательного отношения к подопечным, такой заботы и такого ухода — в клиниках не встретишь!

Увы, но основная проблема нашего здравоохранения состоит не в том, что не хватает технической оснащённости и специалистов, а в том, что в душах медработников не хватает сострадания и милосердия, посему и помощь оказывается как бы формально, и уход - «спустя рукава», не говоря уж о вопиющих случаях чёрствого отношения к людям и не оказания им своевременной и полноценной помощи.

Подопечные, даже в богодельне, далеко — не ангелочки и порой доставляют немало беспокойства персоналу не только своими скорбями, но и проявлением своего характера. Что здесь поделаешь? Все люди из мира сего, а когда уже деменция — сознание угасает, и продуцируется то, что ещё осталось в подкорке. Неудивительно, что один подопечный зовёт знакомых людей, другой — вспоминает маму, третий — из всех слов вспоминает только русский мат, четвёртый — порывается куда-то идти, а пятый — зовёт персонал по малейшему поводу и без повода; и что-то объяснять, часто, практически бесполезно — мозг страдающего человека уже не способен обучаться и усваивать новую информацию, и рациональные объяснения тонут в бредовых инсинуациях, и мимолётные облегчения сменяются ещё большей «загрузкой».

Отрадно видеть, как даже по отношению к таким тяжёлым и в физическом, и в психическом плане пациентам, персонал проявляет неизменную заботу и незлобивость, жертвуя своим личным временем, своими интересами, постоянно смиряясь, подавляя естественную брезгливость и оказывая услуги милосердия не формально, а по движению своего сердца, согласно вере и внутренней убеждённости в необходимости отдавать всех себя для преданного служения в добре, любви и надежде.

Милосердие — естественная потребность человеческой души, и чем больше мы отдаём свое сердце, тем больше его становится! Только по жизни личные мотивации часто вытесняют мотивации служения. Общество жестоко, и люди приучаются мыслить рационально, заботясь о ближайшей выгоде, не утруждая свою душу состраданием, и отвергая сентиментальность, как ненужный барьер, препятствующий достижению личных целей.

Что говорить о всех людях, когда даже медперсонал всё больше напоминает не служителей милосердия, а неких технических работников, которые и к живым людям относятся, как к неким биомеханизмам, формально делая всё правильно, но не включая сердце, не проявляя милосердия «с избытком», довольствуясь предписанным минимумом. При таком состоянии сознания сами пациенты воспринимаются, как фактор раздражения для медиков, и, нередко, это раздражение выплёскивается, в том числе и на пациентов, к которым персонал проявляет грубость, нарочитую небрежность, особенно, к тем, кто не может за себя постоять, например, в следствии деменции и общего тяжёлого состояния.

Иначе - поступки и мотивации поступков у искренне верующих людей. Человек просит у Бога дары сострадания и милосердия, и, наполняя сердце теплом и добротой от духа Святого, щедро отдаёт эти дары; и в величии этой сердечной волны «естественные» флуктуации раздражения никак не проявлены, и даже не виден повод, чтобы их проявлять, ведь всё негативное, видится не как присущее пациенту, а как внешнее — от чуждой силы болезни, которой как раз и противодействует медик, укрепившись в духе и вере святой.

Если же не хватает сил, чтобы поддерживать мощь этой сердечной волны, если снова нападает раздражение и уныние — есть сила святой молитвы, есть дисциплина духовная, чтобы обратившись к источнику всех сил и всей мудрости — к милосердному Господу, к благой заступнице нашей - Святой Богородице просить о милости к нам — грешным. Чтобы силой святой укрепились сердца наши, чтобы пришло просветление к очам нашим, чтобы вошло умение в руки наши — для достойных дел во славу Господа, для дел богоугодных в сострадании и милосердии.

Богодельня оснащена технически проще, чем современная клиника, и большинство персонала — не дипломированные специалисты, а только прошедшие краткие курсы сестринского ухода. А результаты — по вере нашей. Те пациенты, от которых практически отказались в стационаре, кому врачи предрекали недолгое продолжение жизни, попав в богодельню, проживают «аномально» долго — месяцами, годами; и эта жизнь более полноценна и спасительна для бессмертной души, которая однажды должна отойти к Господу.

Более того, к подопечным приходят друзья, родственники; и с ними проводятся не только медицинские, но и богоспасительные беседы. Для них тоже — наука сострадания и милосердия, через которую — путь к Господу, к истинному пониманию веры, для спасения свой души, для спасения душ ближних своих.

И всё бы хорошо…, но плохо то, что богадельня — не правило, а исключение из правила. Нельзя решить проблему ухода за тяжёло больными только устройством богоделен. Церковь готова оказывать помощь здравоохранению и другими способами, например, организовав патронаж на дому, проводя «десанты милосердия» в лечебных стационарах и различными другими мероприятиями.

Однако, главное, чтобы организация ухода в богодельне была, как пример для подражания и для ухода на дому, и для ухода в стационарах. Важно, чтобы медперсонал проявлял подлинное сострадание и милосердие, ибо главная беда нашего здравоохранения, главное, за что наши медики получают справедливые упрёки от пациентов и их родственников это - чёрствость и бездушие медицинских работников; и в последние время таких негативных примеров всё больше, во всех регионах России.

Наблюдая за тем, что происходит в отечественном здравоохранении, хочется сказать, что деменцией страдаю не столько те, кто находится в тяжёлом сострадании, а те, кто по долгу службы должен заботиться о здоровье людей. Надо, конечно, думать об оснащении клиник, об организации медицинской службы, о медицинском образовании; но приоритетом в медицине должно быть воспитание в духе милосердия и сострадания. Прежде всего, для медицинских кадров. А также — для всех людей, ведь все мы живём в мире скорбей, и даже если достигаем некого благополучия, так и оно — краткое и мнимое; ибо всегда следует помнить о смерти, и боль других людей это — также и наша боль, ибо все мы — дети Божьи, и души наши пребывают в мире духовном, где нет полных изоляции, и каждый способен прочувствовать каждого, и каждый связан с Единым — с источником добра, правды и милосердия.

По большому счёту, мы все, как подопечные всемирной богодельни, и состояние наше не слишком отличается от деменции, ибо разум человеческий оплетён иллюзиями суетного бытия, и не расставаясь с этими путами, мы так и нисходим в могилу, обрекая бессмертные души на скитания в мрачных обителях. Бог — истинный целитель милосерден ко всем нам — грешным. Он указывает путь ко спасению, и этот путь жизни - через сострадание и милосердие, через искреннюю любовь ко всем ближним. Только обращаясь к истинному источнику сил, только в служении истине и добру исцеляются тела и души наши, и обретается надежда — перейти от земной богодельни — к обители истины — к Царствию Небесному!

©Alex Hesse      на Главную      e-mail