книги
пьесы
поэзия
разное
здоровье
литература
проекты
иное

Театр истории

            В научной и учебной литературе принято расписывать историю, как последовательную летопись - по линейной схеме. Другое дело - в художественных произведениях, где главное - сразу же зацепить внимание читателя, и удерживать его внимание от начала - до финала произведения, раскручивая сюжет по известной схеме: завязка - кульминация - развязка. При этом возможно, как использование линейной последовательной схемы повествования, так и любых нелинейных и ретроградных схем - лишь бы закрученный сюжет удерживал внимание читателя и создавал бы необходимую интригу в сюжете.
Линейная схема повествования, конечно, проще для автора, понятнее для читателя, и сродни летописи, что создаётся в реальном времени. Недостатком линейной схемы может явиться скука, и то, что с усвоением новой информации, забывается то, давалось прежде. При линейной схеме трудно отследить цикличность истории и причинно- следственные связи ближайших и отдаленных порядков.
При нелинейной подаче истории, сама история мыслится не как цепочки событий, а как единый сложный процесс, который происходит не просто так, а как некая нравоучительная история, в которой есть определённая целесообразность, и эта цель исторического периода служит для реализации суперцели более длинного исторического периода. При нелинейной логике в истории акцент ставится на выявлении самых различных причинно-следственных связей, на отслеживании динамик исторических ритмов, на системном анализе достаточно большого исторического промежутка. Естественно, что это сложнее и требует большей искусности и большей проникновенности в историческую науку; но когда такой подход удачен - изучать историю становится интересней, и уроки истории реально усваиваются, чтобы обходить лежащие грабли, и выбирать лучшие варианты исторического развития!
Практически, я считаю, что базовый учебник по истории должен строиться по линейной логике, примерно так, как строятся современные учебники. Однако, даже классический учебник истории не должен быть вариантом летописи, когда множество событий и дат, да нет логики развития истории, нет разъяснения причинно-следственных связей истории, нет понимания некой исторической целепологающей программы исторического развития.
Без всего этого история - не наука, а некая коллекция фактов, а не систематизированные факты навевают скуку и практически ничему не учат, и, потому, люди повторяют ошибки прошлого и практически беззащитны перед угрозами грядущего.
История только тогда становится наукой, когда использует точные вычислительные и прогностические методы; и история учит не только государственному управлению, но и основам морали и этики, стратегиям выбора личного выбора для каждой человеческой души и ответственности за свой жизненный выбор.
Также, следует указать, что учебная литература, как и художественная, должна создаваться используя великий и могучий язык так, чтобы было приятно и интересно читать даже то, где излагаются не простые научные факты. К сожалению, всё меньше в наших учебных заведениях учебной литературы, написанные красивым, лаконичным и понятным языком; а владение языком, кстати, свидетельствует и о том, насколько автор владеет материалом: способен ли он передать выжимки знаний, или нарочно запускает тумана, чтобы скрыть собственную некомпетентность?
Так что, если объективно оценивать современные учебники истории, созданные даже по линейной схеме, они, в лучшем случае дотягивают до тройки, и если, постигая историю по этим учебникам учащиеся все-таки получают хорошие оценки, то это - их большая заслуга, хотя зачем им нужен ворох не систематизированный информации, и может ли это уберечь их от жизненных ошибок и быть руководством на пути к истине?
Однако, хотелось бы более подробно рассмотреть учебные пособия, построенные по нелинейной схеме. Напрямую в учебных заведениях они не используются, но некоторые произведения художественной литературы, мультимедиа продукция - как раз из нелинейных, и они используются, как дополнительный материал, и, часто, учащиеся усваивают, прежде всего, то, что подаётся в художественной драматической форме.
При нелинейном подходе исследуется большой исторический промежуток, как некий определённым образом законченный спектакль со своими итогами. Есть пролог, основное действие и  эпилог представления; есть кульминация, есть мессаджи смысла, и есть итоговая мораль, ради которой, можно сказать, и затевается весь этот спектакль.
При таком подходе исследование истории и строится, как анализ некоторого художественного произведения, над которым постарались: Великий Сценарист, Великий Режиссёр, команда помощников; а люди проявили себя, как актёры - удачные и не очень, в главных и второстепенных ролях, осознающие и действующие, как осознающие лидеры или как слепые марионетки различных сил. Есть ещё зрители. Это - также - мы, но проявляющие себя, как отстранённые наблюдатели, которые хотят постигнуть перипетий и смысл большой игры, и узнающие в героях спектакля самих себя - проживающих подобные сценарии космической пьесы.
При нелинейной подходе, мы также можем, словно перелистывать страницы истории, но можем проводить исторические срезы, осуществлять ретроградный анализ. Можем совершать обзор больших сцен и действий, можем углубляться до микро структурного анализа отдельных эпизодов и отдельных личностей и поступков. Можем повторно исследовать один и тот же эпизод, как бы с разных ракурсов, и после усвоения новых данных об исторических динамиках.
При этом мы изучаем историю не только, как отстранённый наблюдатели (зрители), при этом, ведя диалоги с другими зрителями, но и погружается в сценическое действие, как актёры спектакля; учимся видеть историю, словно глазами Главного Сценариста и Режиссёра, видеть его творческий замысел, который воплощается не только в прошлом, но и для настоящего времени, и который устремлён куда-то в будущее, где можно прочесть продолжение жизненной пьесы, и увидеть варианты финала, ради которого, собственно говоря, и создавался весь земной балаган, в котором мы играем так, как умрем играть, реализуя свои индивидуальные роли и сценарии, из которых собственно и строится Великое Космическое Представление, которое нам и предлагает оценить Автор, чтобы и свою роль сыграть самым достойным и счастливым образом!
Реально, нелинейный подход может быть реализован, как академическим, так и художественным образом. В последнем образе, это больше будет напоминать художественно исторический квест. Это будет как бы вспомогательное пособие, но оно лучше поможет понять учебник, составленный в академическом стиле. Важно, что при таком подходе изучение истории превращается в увлекательное занятие, и уроки истории усваиваются не только интеллектуально, но и эмоционально, и важная упорядоченная информация укладывается не только в кратковременную, но и в долговременную память, чтобы служить, как инструмент составления дорожной карты личности человека во всех его аспектах жизнедеятельности, и, прежде всего, в плане духовно нравственного руководства по выбору жизненного пути, когда, проявляя духовную стойкость, душа человеческая обретает добрые плоды и истинное счастье!
Скептик может возразить, что нелинейная логика это - очень сложно и непонятно, что историческая наука ещё не готова, и нет таких специалистов, чтобы создать подобный информационный продукт. Только, если наши предки создавали великие исторические труды - чем мы хуже? Важно начать и показать пример. Важно поверить, что нечто хорошее реально возможно. Важно руководствоваться актуальной задачей - научить человека быть сознательным и ответственным деятелем, как своей личной истории, так и истории своего региона, своей страны и всего мира.


©Alex Hesse      на Главную      e-mail