книги
пьесы
поэзия
разное
здоровье
литература
проекты
иное

ФЭНТАЗИ И МИСТЕРИЯ


Наша жизнь - не дом терпимости

В пресмыканье пред материей,

Ловит бес «проверкой вшивости»,

И любовь творит мистерии.


Жанр фэнтези является одним из самых популярных среди современных зрителей и читателей, и, подчас, фаны жанра лучше ориентируются в некой фантастической реальности, нежели в нашем суетном мире; путаясь в мировой истории, но, постигая интриги вымышленных персонажей, так, что и себя склонны отождествлять с героями необычных приключений.

Сказка всегда была популярным жанром, но в последние века она воспринималась, как жанр для детей, а сейчас во всех своих проявлениях фантастические истории стали востребованы для людей всех возрастов, и все новые истории отправляют наше воображение в неведомые миры.

Из множества причин назову одну из самых знаковых - этот мир необратимо меняется, и привычная нам реальность из тесной каморки бытия становится диковинным дворцом со множеством комнат, со своими добрыми феями и злыми монстрами. Это - не прихоть воображения, но так устроен обитаемый космос, в котором привычный нам обитаемый мир воспринимается лишь в узком спектре настроек, а в других настройках мир видится совсем иначе; да и путник, забредший в этот мир, осознаёт себя иначе и проявляет свою жизнедеятельность, свою творческую силу неким иным способом - по законам не нашего, но иного мира.

Правда, с некоторыми людьми так было во все века - выйдя за пределы коморки материального бытия, живые души погружались в океан непознанного, и здесь уж - по чистоте сердца, по крепости воли и проницательности разума - или путь восхождения к высотам гения и духа, или пропасть падения - ад и безумие.

Люди в последние века пытались изо всех сил улучшить бытие в материальном мире, но время играет с человеком, пуская его по виткам истории, и однажды развитие науки и технологии привело к тому, что люди осознали - нельзя более игнорировать духовную реальность! Более того, мы осознаём это потому, что входим в новый психотронный век, где даже закоренелые скептики будут индуцироваться и узнавать единый и таинственный мир посредством различных настроек восприятия - творчества.

Искусство и вся информационная среда подготавливает и вовлекает наши души в этот переход; и то, что сейчас, как игра воображения, как смутные образы, воплощаемые в материальном творчестве, в ближайшем будущем - как осознанное управление намерением, как сила, проявленная в мысли, как энергия, "зажигающая" пространство, истекающая из естества души.

Увлечение миром фэнтази это - своеобразная подготовка к реальным путешествиям души по таинственным мирам зазеркалья, первые, пока ещё мыслительные опыты освоения новых реальностей.

Однако, миры фэнтази очень искусственные. Что толку - освоиться в каком либо из миров: изучить его законы, персонажей, фабулы и сюжеты? В реальном мире эти знания и навыки практически непригодны, реальной силы и мудрости они не прибавляют, скорее, наоборот, закрепляют человека в истощенном состоянии, где силы уходят в игру, а реальность становится ещё более чуждой и пугающей.

В обществе бьют тревогу по поводу излишней увлеченностью виртуальной реальностью, которая астенизирует, социально дезадаптирует людей, и через которую людям часто прививаются ложные ценности, связанные с насилием, увлечённость потусторонними образами низшего плана (демонического мира). Как негативная тенденция среди современников - рост шизоидных отклонений в психике, девиантного поведения, особенно, в молодёжной среде, падение нравов в обществе и отход от традиционных ценностей человеческой культуры.

В культурном наследии можно увидеть иной вариант фэнтази - то, что называется - мистерия, которая внешне, так же, как и фэнтази - история с ирреальным сюжетом, но по содержанию - история действенного обретения мудрости и силы, которые востребованы не только в виртуальном мире мистерии, но и в повседневной реальности человека, в любых мирах, странствующего духа.

Мистерия, значит, таинство. Обычно древние мистерии строились как сложное обрядовое действо, со множеством ритуалов. Получалось - подобие театральной постановки, в которой прослеживается определённая драматургия, а самый распространенный сюжет сакральной драматургии это - путь человека - от беззаботного "золотого века" через падение и отхождение от Бога - к осознанию и духовному преображению.

Говоря современным языком, древние мистерии строились, как интерактивный театр. Главные аниматоры, исполнители главных ролей - профессионалы (жрецы), а пассивных зрителей не было. Все присутствующие, так или иначе, вовлекались во всеобщее действо, если не ритуальной практикой, то молитвенным погружением и сердечным переживанием развертываемых событий.

Фабула мистерий обычно трагическая. Так, в мистерии Осириса и Изиды - смерть Осириса, и его последующее воскресение. В Элевсинских мистериях древней Эллады - Аид похищает Персефону - дочь Деметры (богини плодородия) в своё царство мёртвых. Тогда, чтобы утешить скорбящую мать, боги договариваются, что полгода Персефона пребывает с мужем, а полгода - с матерью, и, соответственно, с этим связываются годовые циклы природы.

Идея погружения в трагедию - испытать катарсис - очищение души, связанно с погружением в глубины бессознательного, чтобы в себе найти и искоренить источники зла, возжечь реактор сил, и в обновленном состоянии открыться для чистого духа, наполняя свою душу сиянием и благодатью. Когда человек испытывает трагическое, его энергетический кокон сжимается, и центральная точка на уровне живота подтягивается вовнутрь, образуют некую ямку (от страха "сосёт под ложечкой"). Если человек не поддается панике, а катарсически очищается в сопереживание героям мистерии, силы, направленные в ямку, не разрушают его, но разжигают "центральный реактор", и однажды кокон расправляется, в потоках чистой энергии сияет мощью, радостью и надеждой.

Так строились большинство мистерий древности, и на основе их составлялся религиозные обряды и народные празднества. Эти традиции сохранились до наших дней, и без них сложно представить жизнь современного общества.

Примером религиозной мистерии, которая продолжается и в наши дни, является церковная служба - литургия. Суть литургии, что человек должен прийти из невежества - к Христу через покаяние, через пост и молитву, через несение креста своего, одолевая все искушения духа злого. И только тогда он допускается к вкушению святых даров - к телу и крови Христовой, чтобы расставшись с телом и ценностями жизни ветхой, родиться в теле Нового Завета и следовать узким средним путём и тесными вратами в Царствие Небесное.

Другое дело, что для большинства современных людей литургия не воспринимается, как мистерия, скорее, как сложный обряд, поэтому, службу, по большее части "выстраивают", следуя церковным предписаниям. Мы стали маловерными, но священная мистерия литургии сонастраивает земное и небесное, и к тем, кто в открывшемся потоке прочищает душу свою, приходит благодать Духа святого, и он узнает истинную суть литургии, причащаясь с таинствам мира горнего.

Всеми любимы праздники годового цикла, известные у нас, как Масленица, Пасха, Ивана Купала, Праздник урожая, Новый Год и Рождество. Источник традиций - древние солнечные мистерии. В них - аналогия годового цикла, как цикла рождения и смерти - умирающих и воскресающих богов. Поскольку все эти мистерии были связанны с плодородием, с молением к земле-матушке, с благодарностью за посланный урожай - у всех земледельческих народов эти мистерии - самые популярные, самые массовые и любимые.

Даже с приходом христианства языческих корней этих мистерий было не искоренить. Церковь сохранила древнюю обрядовую структуры, но интерпретировала содержание по христианским канонам. Так, например, рождение солнечного бога стало светлым праздником Рождества Христова; и традиция под Рождество строить вертепы устраивать театрализованные представления прихода в мир Спасителя это - то же традиция, исходящая из древних мистерий.

Светские традиции праздненств, хоть и уходят корнями к древним мистериях, легко ассимилируют новомодные культурные тенденции. Сейчас большинство мероприятий строятся по схемам шоу-бизнеса. А, поскольку, шоу-бизнес стал агрессивным культурным явлением, посредством влияния тёмных сил, то и празднества все более напоминают не священные действия, а шабаш ведьм, который тоже строится по законам драматургии мистерий, только мистерий демонических, вовлекающих людей в царство тьмы и безумия.

Как сказано – И была битва на небе, и сброшен был древний дракон на землю, и пребывает в сильной ярости. Теперь – в последние времена – это особенно заметно. Дракон стремится подчинить себе, прежде всего культуру, идеологию, чтобы отвернуть людей от истинного пути и вовлечь души в мир тёмных иллюзий.

Легко проследить современные тренды. Это – либо демотиваторы, отупляющие людей, либо – царство тьмы – реабилитация и прославление демонизма. Отравление сознания – уже с детского возраста. Демонизируются даже старые добрые сказки, и, особенно, это заметно в самом массовом искусстве: кино, видео, анимация, компьютерные игры.

В них жанр фэнтази доминирует, и всё более это – нездоровые фантазии, индуцирование людей демоническими энергиями и внедрение в их разум демонических фабул. Дракон соблазняет творцов деньгами и славой – избирать лёгкий путь – следовать конъюнктуре и воспроизводить демонические фэнтази; и тот, кто повёлся - всё глубже вязнет в пучине демонизма, ведя за собой души наивных почитателей тьмы и соблазнов.

Потому и сказано, что соблазнять души – самый тяжкий грех, и горестно будет тем, кто сводит людей с пути истинного. Важно – дать людям истинные знания, используя, как логику, так и силу искусства, силу воображения, вовлекая души в таинственные миры, и творческими средствами, давая инструкции путникам в город счастья и истинной свободы!

Новое осознание духовной реальности, как физики духа, является источником вдохновения для новых мистерий, которые воспитывают души людей в созерцании прекрасного, в волшебном театре созидания личности, в интерактивных пефоменсах, в тренинговых программах, в произведениях высокого искусства.

Наступившая эпоха Водолея призывает души к творчеству, и новый мир предуготован для тех, кто раскрывает в творчестве лучшие грани своей души, кто прозревает свет истинный и наставляет других к свету, добру и любви.

Великая мистерия истории цивилизаций близка к трагическому и прекрасному финалу. Мы, как актёры этого космического шоу, но каждый – сам себе режиссёр и в ответе за творчество своей души. Мы пишем мистерии своей жизни, и по закону великих мистерий, душа однажды должна вернуться к любящему Отцу для жизни вечной!

Статьи

 

©Alex Hesse      на Главную      e-mail