книги
пьесы
поэзия
разное
здоровье
литература
проекты
иное

ПОСТУЛАТЫ ДИАЛЕКТИКИ


«Мы диалектику учили не по Гегелю»

(В. В. Маяковский)


Диалектика, в современном понимании, есть — учение об универсальных законах развития мироздания. Задача диалектики — использовать методологию понимания динамических процессов, чтобы исходя из всеобщих закономерностей устройства и развития, решать локальные задачи, практически, во всех сферах человеческой деятельности.

Философских направлений много, и вариаций диалектики, наверно, не меньше. Однако, отечественная философия, можно сказать, вышла из истмата — диамата; и для наших философов диалектика Гегеля, как нечто общепринятое и неоспоримое.

Ещё свежи воспоминания, когда в советских школах и вузах Гегелевская диалектика была, как знамя. Во всём следовало искать проявления этих трёх законов диалектики: в природе, в космосе, в сознании — чтобы подтвердить верность Учения и заслужить высокие балы за свои знания.

Ещё помниться, что по поводу закона «перехода количества в качество» особых проблем в понимании не возникало; а, вот, закон «отрицания отрицания», закон «единства и борьбы противоположенностей» - могли ввергнуть в ступор даже отличников. Однако, другого прочтения диалектики в советской системе образования не было; и, казалось, все свято уверовали, что Гегель прав, и эти три закона диалектики действительно то, что надо для понимания динамик развития во всём мироздании.

Я не пытаюсь оспорить диалектику Гегеля - то, что постулированные им законы неверно отражают объективные законы природы. Современному человеку, который исследует мир и самого себя надо использовать более совершенные инструменты познания, исходя из того, что мы стали знать больше об окружающем мире, и определённым образом продвинулись в методологии познания, и уже используем новые категории, и привычные термины часто понимаем совсем иначе.

Начну с того, что во времена Гегеля не было такого ключевого понятия в философии, как «Система». Термин был, но достаточно размытый, и не связан с понятиями: информация, управление, самоорганизация и другими. Во времена Гегеля не было такого понятия, как информация, не было таких наук, как кибернетика, информатика, системотехника и других, которые стали бурно развиваться только в ХХ веке.

Почему это так важно? Да потому, что диалектика как раз исследует то, как строятся и как развиваются системы! Чтобы постичь законы диалектики, следует выделить из генеральной совокупности (из космоса) не просто какие-то объекты, а именно, системы; и уже затем изучать строение этих систем, динамики систем, взаимодействие систем с внутренней и окружающей средой и другими системами.

Под системой понимается определённая упорядоченная структура, способная поддерживать определённые балансы, используя контуры обратной связи; способная реализовывать определённые цели, которые выступают системообразующими факторами, ибо для их реализации и создаются различные системы.

Система может быть биологической, например, живое существо, которое имеет цель — поддержание и воспроизводство жизни. Система может быть социальной, с целью — социального поддержания и развития. В неорганическом мире также множество систем: так, атом проявляет себя, как система, проявляя стабильность; Вселенная тоже — система, которая развивается по своей программе. Везде можно выделить системы, и их изучением как раз таки и занимается диалектика.

Чтобы разобраться в законах диалектики следует хорошо уяснить, что представляет из себя система, и как системная организация позволяет достигать определённых системных целей?

Цель чаще всего это — совокупность других более локальных целей, и самая элементарная цель сводится к тому, чтобы поддерживать баланс для некого показателя (х) в определённых границах (а — в), в зависимости от изменяющихся внешних условий, которые можно обозначить, как некий поправочный коэффициент (к). Математически это можно обозначить следующим образом: ak1<f(x)<bk2

Графически это выглядит, как колебание показателя (х) в пределах (а — в). Когда колебания незначительны — комфортное состояние системы. Когда сильные и приближаются к границам — дискомфортное состояние. Выход за пределы означает дисбалансировку системы — или она разрушится, или другие системы позволят выправить нарушенные балансы.

(В описании состояния системы я использовал психологические термины, потому как биологические аналогии — самые понятные. Возьмём для примера такой показатель, как сахар крови. Небольшие колебания — комфортное состояние. Большие колебания — субъективно нехорошо. Резкие сдвиги, и уже следует задействовать другие системы организма для восстановления баланса, а если и это не помогает — то и социальные системы — вызвать врача для оказания срочной помощи)

Что надо, чтобы обеспечить балансировку системы? Требуется, как минимум две разнонаправленные силы: одна из которых (F1) стремиться сдвинуть показатель (х) в направлении (а), а другая (F2) — в направлении (в). При этом, чем ближе к границе (а), тем больше в системе доминирует сила (F2); а, чем ближе к границе (в), тем более доминирует сила (F1) – и такая динамика обеспечивает колебания показателя (х) в пределах границ (а — в), что прекрасно описывается математическими моделями колебательных процессов.

Мы, таким образом, изучая балансировку в системе, исследуем систему неравенств: при х а F2 > F1, а при х в F1 > F2, и получаем дифференциальные уравнения, решения которых — функции, описывающие колебательные процессы. Либо это — гармонические колебания, когда переходы осуществляются плавно и постепенно; либо это — релаксационные колебания, когда характерна критичность переходов, что типично для сложных систем, в которых проявления силы зависит от многих факторов.

Пример гармонических колебаниях — в движении маятника, в движении планет вокруг звезды. Релаксационные колебания проявляют себя в экономических кризисах, в физиологических ритмах и т. д.

Чтобы понять — как вообще происходят колебательные процессы в системах, и почему, собственно возникают и развиваются системы, следует обратиться к некой абстрактной модели космического пространства, и понять — как в этом нечто может возникнуть система, которая будет поддерживать какие-то балансы и самую себя?

Абстрактный субстрат это — некая матрица нулей и единиц, которые символизируют «пустое» и «полное» в неком неоднородном изолированном пространстве. В этой абстрактной модели, для упрощения, принимаем, что совокупность нулей и единиц равна некой константе, пусть их даже будет поровну: Σ(«0») =Σ(«1»). В этой совокупности энергию также принимаем за константу Е = const (но где-то в пространстве, может быть больше энергии — больше движения элементов, а где-то - меньше) т. е. «нули» и «единицы» будут перемешиваться в пространстве, а мы будем наблюдать за происходящим, отмечая — не возникли в совокупности какие-либо упорядоченные структуры?

Философы и физики во времена Гегеля, наверно сказали бы, что если что упорядоченное в такой совокупности и создастся, то тут же и распадётся, и хаос породит только хаос.

Однако, современный исследователь, зная теорию систем и неравновесную термодинамику, может ответить, что где-то в нашем абстрактном пространстве вполне могут возникнуть термодинамически устойчивые структуры, и будут наблюдаться упорядоченные потоки «нулей» и «единиц». Он даже может показать математические модели в программах, типа «эволюция», где закономерно образуются устойчивые структуры из казалось бы хаоса; чтобы, затем, вновь рассыпаться до хаоса, но при этом, в хаосе возникнут новые упорядоченные структуры.

Как же так происходит, что процессы диффузии вдруг принимают упорядоченный характер? Объяснение даётся следующее: создание упорядоченных структур, несомненно требует избытка энергии, но порядок позволяет экономить энергию при движении (толпа, как известно, движется медленнее, чем упорядоченные потоки); и, поэтому, в совокупности движущихся элементов возникают упорядоченные потоки, и возникает простейшая система, поддерживающая свою структурную основу.

Уже в этой простейшей системе мы видим, как одна однородная совокупность элементов переродилась в несколько разных совокупностей с различным набором элементов; но все эти перерождения можно свести к простейшим дуальностям: 1-я — с преобладанием «пустого» Σх(«0») > Σх(«1»), 2-я — с преобладанием «полного». Σх(«0») > Σх(«0»).

Так, уже на этом простейшем примере, мы видим проявление информационного взаимодействия, когда посредством порядка силой меньшою можно одолеть силой большую.

Структура каждой дуальности обладает своей специфической силой, которая направлена на экспансию соответствующего качества. «Пустота» пытается отвоевать больше пространства для «пустоты», а «полнота» - больше пространства для «полноты». При этом, система функционирует как система, потому, что в ней есть и «пустое» и «полное»; и качества системы в совокупности, как у «пустого» и «полного», но не в простом сложении, а в уникальном синтезе.

Более того, если мы рассматриваем исследуемую систему во времени, то можем отметить, что пропорции качеств непостоянны, и характерны ритмичные колебания; и одну из фаз этих колебаний можно обозначить, как доминирование «пустого», а другую фазу, как доминирование «полного». А это значит, что баланс «пустого» и «полного» поддерживается как в пространстве, так и во времени.

Аналогично, в более сложных, не в абстрактных, а в реальных системах — везде дуальные качества: одно из которых, можно обозначить, как «пустое», другое, как - «полное». Каждое из этих качеств привносит нечто своё в систему, и в целом, качества системы представляют собой синтетические качества от объединения структур «пустого» и структур «полного» в одну систему.

Показатели целепологающей деятельности систем подвержены колебаниям, и при этом в системе доминируют то качество «пустоты», то качество «полноты», и достигается балансировка качеств и показателей во времени и в пространстве.

Таким образом, основы диалектики можно выразить в двух постулатах:

  1. Каждая система по своей природе дуальна: в ней есть то, что можно назвать - «пустое», и то, что - «полное»; и совокупное качество системы в уникальном синтезе качеств «пустого» и «полного»

  2. В сохранении балансов «пустого» и «полного» во времени и в пространстве система реализует свою целепологающую деятельность, поддерживая и воспроизводя саму себя. (воспроизводство может быть как непосредственным — посредством размножения, так и косвенным — посредством деятельности иерархически высших систем)


Иллюстрирующих примеров по постулатам диалектики можно привести бесчисленное количество. Возьмём, к примеру, деятельность мышечное системы. Существуют мышцы разгибатели — Качество «пустое». Совместно с ними функционируют мышцы сгибатели — качество «полное». Благодаря наличию тех и других мышц, существо посредством мышечной системы способно на самые различные движения, при этом, отмечается то доминирование мышц - разгибателей, то мышц — сгибателей; и в синхронизации их работы — целенаправленные движения на благо всей системы — всего существа.

Казалось бы — три закона диалектики Гегеля, два постулата диалектики системного подхода - какая разница? Ведь, говорится почти одно и то же?

Важно то, что вводится ключевое понятие - «Система», и исследуется целепологающая деятельность в системе, и поддержание балансов в системе.

Также важно, что мы исследуем не некие безликие качества — противоположенности, а дуальности двух типов, которые условно называются: «пустое» и «полное». Условно, потому что эти типы можно определить и как — либо иначе: «женское» и «мужское», «мягкое» и «твёрдое» или ещё как — нибудь.

Поскольку, в Западной философии для этих дуальностей трудно найти подходящую пару терминов, есть смысл обратиться к традициям китайской философии, которые «пустое» назвали — инь, а «полное» - ян; и эти термины уже давно укоренились не только в Западной философии, но даже на бытовом уровне, и что существует две дуальности: инь и ян - понятно даже далёкому от философской науки человеку.

Тогда постулаты диалектики системного подхода можно выразить ещё проще:

В каждой системе есть два качества — инь и ян, которые постоянно переходят друг в друга, и благодаря этому поддерживаются балансы в системе, и она существует и воспроизводится.

Почему так важно, что качества не абстрактные, а конкретные — инь и ян? Да, потому, что оценивая баланс качеств в системе, можно определить её прошлые и будущие динамики, какие проблемы и дисбалансы в системе, и как их можно исправить?!

Примеры действенного использования диалектики в системном подходе — практически везде в древних традициях, ибо тысячи лет в разных культурах люди знали, что существуют дуальные качества, и что поддержание балансов этих качеств жизненно важно для функционирования различных систем: биологических, социальных, космических.

Так, понимая суть баланса инь и ян, строится вся традиционная медицина: выравнивая балансы различными препаратами и процедурами, достигается исцеление, увеличивается жизненная сила организма.

Принцип перетекания инь в ян и обратно используется в боевых искусствах и гимнастических упражнениях.

Баланс инь и ян следует соблюдать во всех аспектах социального управления, для существования в гармонии с природой и с самим собой.

Исследуя древние традиции, можно убедиться, что диалектика системного подхода является эффективным инструментом для исследования мира в самых различных его аспектах и для поддержания самых различных балансов, которые обеспечивают эффективную деятельность различных систем: природных, биологических, социальных.

Диалектика является эффективным инструментом и для современных научных исследований, для понимания природы мира и человека с учётом последних научных достижений.

Используя диалектику системного подхода, можно более понятно и доходчиво объяснить человеку, как устроен мир, как он развивается, и какие цели надо ставить перед собой, и как их достигать на жизненном пути?

Предназначение философии состоит не в том, чтобы «затуманивать мозги», а чтобы прояснять путь к истине, чтобы решать конкретные практические задачи, достигать поставленных целей и поддерживать гармонию в мире и в самом себе, обретая мудрость и космическое счастье!

©Alex Hesse      на Главную      e-mail