книги
пьесы
поэзия
разное
здоровье
литература
проекты
иное

ПОНЯТЬ АВТОРА

(психодиагностика и литературная критика)


Уносят крылья в светлый космос,

Где рядом авторы - творцы;

Нам гений дарит с неба звезды,

И чистых душ горят венцы!


Наша речь очень точно отражает наше мышление, и не только ту информацию, что мы осознано пытаемся донести до людей, но и то, что проникает из недр бессознательного, то, что исходит из «ядра» нашей личности и индуцирует другие души к чему-то подобному.

Порой, литературные критики проделывают большую работу, пытаясь сопоставить факты из биографии автора с персонажами и сюжетными линиями его литературных произведений; но, часто, это выглядит весьма механистично, ибо нет истинного погружения в мир живой души творца, нет глубокого понимания того, как работает психика талантливого человека, откуда черпается вдохновение, и как ментальные образы преобразуются в строчки, пластику, картины.

Главная проблема литературной критики состоит в том, что без творческого прозрения, без чувственно яркой аутопроекции души автора все размышления скучны и поверхностны. А когда критика банальная и сухая, она не интересна для читателя, и, как следствие, с детского возраста пропадает интерес к чтению. Человек не взращивает в себе качества ценителя культуры. Он только — потребитель, и чем больше потребляет культурного «мусора», которого полно в нашем медиа-пространстве, тем больше психически деградирует такой неразборчивый индивидуум.

Когда же человек не способен отличить культуру от антикультуры — от того, что «заражено» идеями деструкции, болезненной психопродукции — в таком культурном потребителе индуцируются сходные деструктивные идеи и психические отклонения.

Я сам, как врач, не могу воспринимать культуру по простому критерию: нравится — не нравится. Я, вроде, слежу за развитием сюжета, но душа воспринимает и другую линию, что непосредственно связана с тем, как мыслил, как чувствовал автор, когда он создавал это произведение; и словно из космической картотеки всплывает информацию о личности автора, его психологический портрет, и то, что было его источником вдохновения, словно приближается к моей душе, и читаются силы, которые интимно связаны с творческим произведением.

Истинно, есть творчество, где читается Святой Дух, но чаще — какая-то серость; а у современных «топовых» авторов всё чаще — мессаджи «тёмной стороны силы». Мне, например, тяжело слушать современные песни на русском языке. Мало того, что я вольно-невольно прислушиваюсь к содержанию текстов, и вижу, как «хромает» рифма, какая скучная речь, и насколько тривиальны поэтические образы. Передо мной возникают образы авторов, и видно — насколько опустошенны их души, и какие силы держат вожжи их разума.

Вспоминаю, как раньше в школе мы учили литературу и литературную критику (судя по всему, сейчас ничего не изменилось, разве что, в худшую сторону). В основе обучения — разбор художественного произведения, как какой-то хроники, с обязательными моральными и другими выводами (тоже достаточно примитивными, без глубокой и многоплановой оценки жизненных коллизий). Однако, я не помню, чтобы на уроках исследовалась бы творческая лаборатория писателя — что надо пережить, как надо вдохновиться, чтобы «родить» образ так, чтобы мысль стала словом, и чтобы в этом слове была концентрация сил добра, которая будет восприниматься читателем даже через обложку книги, а тем более, при её прочтении.

Уже в зрелом возрасте, перечитывая произведения известных авторов, знакомясь с их биографиями, я как бы вёл диалог с творцами, видел то, что, и они сами не очень афишировали, и то, что не очень любили упоминать в учебниках; где, как известно, авторы показываются не как живые люди, а как какие-то иконы, и «правильные» биографии не дают верного представления о личности автора, и как его личностные качества и историческая эпоха повлияли на судьбу, язык и сюжеты произведений.

Я, правда, специально литературной критикой на профессиональном уровне не занимаюсь. Интереснее, прочувствовав автора, создать нечто подобно, только ещё лучше. Другое дело, что творческие биографии многих авторов сами достойны оригинальных литературных произведений. Так, например, я написал пьесы по Чехову, по Гайдару, ещё ряд исторических произведений. Однако, в литературе всегда есть художественный вымысел, и когда автор сам становится литературным персонажем, он — в чём-то — я, самобытный творец; и в персонаже происходит, словно наложение частот от разных спектров человеческих душ.

Мы привыкли считать, что читаем литературное произведение, чтобы, следуя вибрациям речи, осуществлять настройки души, и тогда мессаджи фраз, как при НЛП, будут проникать в бессознательное. Мы желаем, войдя в драматургию сюжета, следовать за героями, сочувствуя и сопереживая, чтобы погрузиться в катарсис духовного очищения и принять какие-то важные идеи, заложенные в этом произведении, опять таки, на бессознательном уровне.

Если вы ещё после прочтения литературного произведения (прослушивания песни, просмотра фильма или спектакля) сумеете осознать то, что запало в ваше бессознательное, и поймёте - насколько это для Вас безопасно и практически полезно, и от каких источников сил оно пришло? Это уже будет — великое достижение для Вашего интеллекта и чувственного восприятия.

Однако, от творческого произведения Вы можете получить ещё больше знания и пользы, если попробуете увидеть за сюжетом творца (или нескольких творцов, ведь, в создании спектакля или художественного фильма, кроме сценариста ещё несколько сотворцов: режиссёр, актёры и другие члены авторского коллектива).

В психологии и психиатрии, например, существует, так называемая, акме-диагностика, когда о личностных качествах человека судят по его наивысшим (прежде всего, творческим) достижениям.

Можно, к примеру, попросить человека выполнить множество различных психологических тестов, и получить, так называемый, личностный профиль. Только насколько он достоверен? Люди склонны аггравировать, стараются представить себя лучше, чем они есть; поэтому, в тестах читаются, прежде всего профили социальных масок, а личностное ядро остаётся в тайне.

А что же такое — высшее достижение человека (если оно, действительно, высшее)? То — где вложена душа, где самое сокровенное хочется перенести в строчки, пусть даже «коряво», но искренно. Поэтому, в наших высших достижениях проявлена наша душа и то главное, что есть в нашей душе, выражено наиболее полно, и надо только суметь прочитать эти послания души, чтобы увидеть личность, как она есть: её силы и её болезни, её страсти и её намерения.

В литературных произведениях, в другом творчестве душа читается открыто, и очень много становится понятно о личности человека. Этому следует учиться, чтобы уметь понимать других людей, воспринимать их, как живые души, и своей же живой душой возвращать им энергии сердца.

Правда, для того, чтобы верно читать души других людей, следует и свою душу содержать в чистоте, ибо если в нашем оке свет, то и всё окружающее мы увидим в свете истинном.

Творцы указывают путь к свету истинному — своим творчеством и всей жизнью своей. Где-то можно увидеть, что и они отклонялись от узкого пути, где-то и они блуждали в потёмках, и это отразилось на качестве и на содержании их произведений.

На всём следует учиться. Следует стремиться к тому, чтобы непредвзято видеть людей, и, в то же время, быть им благодарными даже в указании на различные ошибки. Обращаясь к гению, следует учиться тому, чтобы перенимать эстафету гениальности, а это достижимо при стойком намерении к очищению души, к настройке её самых тонких струн в лады с мировой гармонией, чтобы на крыльях вдохновения, в благодарности к мудрым и талантливым, писать свои прекрасные песни, мудрые книги и другие произведения искусства.

Авторы продолжают жить в своём творчестве, и принимая их индукции сердца, нам — транслировать свои индукции добра в своей жизни и в своём творчестве!

©Alex Hesse      на Главную      e-mail