Медведь, тигр и золотая рыбка
Амурская сага 2
ЧАСТЬ II
ПРОЛОГ
(Голубая полоса. Вокруг её пляшет золотой дракон. Появляются уссурийский тигр и гималайский медведь, которые дубинками обхаживают дракона. Дракон убегает. Тигр и медведь встают в центре напротив друг друга и зажигают факелы. Звучит песня о Хабаровске.)
Сцена 1
Вечер. р. Амур 1858 г.
(Плывут переселенцы - казаки и казачки. Поют песню "Переселенцы".)
В лишеньях веру обретаем,
Дорога чувства обострит,
Сияет в небе Русь Святая,
И на Восток идти велит!
Мы возвращаем землепашцев.
Прими нас, благодатный берег!
Здесь городов взметнутся башни,
Их строит русский человек!
Нам жребий брошен - в путь собраться,
В доверье к ангелам шаги!
С небесной силой ждёт нас счастье,
Воздвигнем грады средь тайги!
Довольный быт оставив в прошлом,
С нуля начать - не привыкать!
Мы долг души исполнил точно,
И примем неба благодать!
Казак 1 - Время позднее. Пора бы пристать к берегу для ночлега.
Казак 2 - А сколько верст до ближайшей деревни? Места ещё не обжитые.
Маша - Смотрите (указывает пальцем), костёр загорелся!
Казачка 1 - Видно, один бродяга. А нас сколько?
Маша - Этот костёр для нас. Слышите, доносится музыка?
Звучит песня "Песня у огонька".
Вечер сосен сложил параллельные тени,
Золотая луна на дежурство взошла;
А на струнах гитар вызывается гений,
И сияньем сердец прогоняется мгла!
Звёздный купол, Млечная река
Воды жизни катит сквозь века;
Мироздание, шепот звёзд,
Приходи, желанный гость,
Будем песни петь у огонька!
Ночь открыта для чувства и познания Вселенной,
Строки песен скользят из далёких миров;
И походных костров полыхают поленья,
Чтобы путник нашёл на планете любовь!
Казак - кормчий - Если музыка играет - уже будет не скучно, пристаем к берегу!
(Переселенцы пристают к берегу, и видят Гошу возле костра, играющего на лютне. Рядом полог, натянутый, как палатка.)
Гоша - Привет, вольному казачеству. Добро пожаловать на Амур - реку любви!
Казак 1 - Уж с какой любовью нас граф Муравьев из Забайкалья на Амур приглашал! Не хотите, говорит, добровольно, тогда кидайте жребий!
Гоша - Это, правда, граф крут, порой и самоуправство допускает. Так, все же о благе России печется. Через Амур - путь к Великому океану. Здесь - слава России, её восточный форпост!
Казак 2 - России, пожалуй, Амур нужен. А нам, то - как? С родных обжитых мест сорвали. Субсидии - кот наплакал. Места новые, а работы - невпроворот. А граф что ещё задумал - сэкономить на почте, чтобы казаки, как курьеры бегали. По несколько месяцев дома не бывать - хорошее дело.
Гоша - А кому сейчас легко живётся. Все испытания - во славу Божью, для развития души нашей. Не будите печалиться, так и найдёте чему радоваться. Земля добрая. Река широкая, рыбой богатая. Кто желает - с Китаем торговать можно. Вскоре здесь не только деревни, города большие стоять будут! И железную дорогу протянут, и к звездам летать начнём!
Казак 1 - Ты бы, мечтатель, по началу представился.
Гоша - Павлов Георгий Николаевич, можно просто - Гоша. Наш род давно в Приамурье живёт, и никогда такого движения не было! Вскоре вы увидите и графа Муравьева, и архиепископа Иннокентия. Вот, воистину, великий святой и отважный миссионер - всю Сибирь исходил, в Америке Евангелие распространял, вокруг света объехал, а с людьми прост, и делится всем, чем есть. Вы бы видели, как он с детишками на рыбалку ходит. Никакой важности - душа человек!
Маша – А, правда, что его во время войны англичане в плен взяли.
Гоша - Правда. Было такое дело. Война уже заканчивалась, а английские корабли рыскали тогда вдоль наших берегов. Мы же получили приказ - в бой с превосходящими силами противника не вступать, уходить в тайгу. Так и случилось в Аяне - все ушли, а о. Иннокентий остался и молился в храме о победе над неприятелем.
Сцена 2
г. Аян, июль 1855 г.
(о Иннокентий молится в церкви. С шумом заходит отряд англичан. Священник не обращает на них внимания и продолжает молиться. Англичане обступают его. По окончании молитвы священник разворачивается.)
Офицер - Простите, что нарушили уединенность вашей молитвы, но по закону военного времени вы взяты в плен.
о. Иннокентий - Уединенность молитвы - внутреннее состояние, когда ни мысли, ни чувства не сбивают молитвенного настроя, и в мире нет ничего, кроме живой души, устремленной к Господу. А то, что вы меня пленили, так я - человек не военный, и пользы от меня вам никакой не будет. Приходите лучше вечером, попьем чай.
Офицер - Спасибо за приглашение. Я передам его командованию.
(Англичане уходят. о. Иннокентий продолжает молиться. Темнеет.)
(Включается лампа. Заходят англичане. Наливают воображаемый чай.)
о. Иннокентий - Мне стало известно, что вы привели на буксире бременский бриг "Грета", а на нем - русские моряки, которые возвращались из Японии после кораблекрушения.
Офицер - Ваши сведения точны - все они являются пленниками, хоть и плыли под нейтральным флагом.
о. Иннокентий - Я не прошу освободить всех пленных, но среди них немало больных, а также - корабельный священник - лицо гражданское. Зачем вам больные? Только обуза. Проявите милосердие - пусть они сойдут на берег.
(Офицеры совещаются между собой. Говорят по английски.)
Офицер - Мы согласны освободить священника и больных, пусть сойдут на берег. Английское командование надеется на скорое заключение мира с Россией, и скоро наши корабли покинут Аян.
о. Иннокентий - Доброго вам пути! Храни вас Бог. Да пребудет мир на земле и мир в ваших сердцах. Аминь.
(Исполняют «Ковчег спасения»)
Русь склонилась у креста
С ангельским песнями,
Открываются врата
В Царствие Небесное!
Миром правит любовь,
Дух - хранитель истин,
Над землею покров
Звёздами усыпан!
Программы пишут небеса,
И будет все по нашей вере!
Пророчат истины уста,
Традиций мудрые примеры.
И сеют хлеб миссионеры!
Глобус кружит вкруг оси,
Зло с добром сместились,
Матерь Божья к Руси
Проявила милость!
Рвет судьбина баян,
Крепнут поколения;
Земли древних славян,
Как ковчег спасения!
(Англичане расходятся. Гаснет свет.)
Сцена 3
р. Амур, май 1858 г.
(Гоша разговаривает с казаками - переселенцами.)
Казак 1 - И что, отпустил англичанин пленных?
Гоша - Слово джентльмена!
Казак 2 - Да, ладно, уж, нашёл самую честную нацию!
Гоша - Честнее только слово самурая. Китайцы - хитрая нация, а эти - себя ещё покажут!
Маша - Ты, Гоша, лучше об о. Иннокентии расскажи. Как все начиналось?
Гоша - А начиналось миссионерство о. Иннокентия на Алеутских островах, тогда он ещё был о. Иоанном. В 1824 г. от Рождества Христова прибыл он вместе с семьёй на Уналашку, и стал для алеутов первым священником спустя 30 лет, как их крестили первые русские миссионеры.
Казак 1 - За 30 лет отца с матерью позабыть можно, не то, что веру.
Гоша - Наверно, никто так с надеждой и упованием на спасение не встречал о. Иннокентия, как алеуты. И он не жалел сил на миссионерскую деятельность, курсируя от острова - к острову. А ещё: учил местных строить дома и храмы, выращивать картошку, ремеслу всякому.
Казак 2 - Язык алеутов тоже выучил.
Гоша - Более того, составил для них азбуку, и переводил священное писание на алеутский. Когда о. Иннокентий вернулся в Санкт-Петербург он привёз целую кипу научных трудов: по этнографии, географии, биологии. А главное - слово о вере, чтобы двинулись на Восток миссионеры, чтобы заселялся Восточный край, и чтоб научились люди бережно относиться к природе и ближним своим.
Маша - Как же он все успел, и переносил все тяготы жизни?
Гоша - Плоть немощна, силы духа неисчерпаемым. Там же на краю земли о. Иннокентий ещё раз убедился в благодатной силе Святого Духа, когда встретился с одним из первых крещенных алеутов - Иоанном Смиренниковым.
Прирастает Русь землицей,
Средь тайги стоят станицы,
Корабли выходят в океан.
На земле нельзя без веры,
Крест несут миссионеры,
И Христос напутствует славян!
О, владыка Иннокентий,
Мессианских хроник лента
Для туземцев волей Божьей
Слово истины нести.
От Москвы и до Аляски
С вестью мира добрый пастырь.
Из невежества и мрака
Души чистые спасти!
Нас дорога вдаль манила,
Мы приносим слово мира.
На Востоке светлая заря!
Как цветы в одном букете
Все культуры на планете,
Все народы - дружная семья!
Сцена 4
о. Акун (Алеутские острова) 1828 г.
(о. Иннокентий прибывает на остров, и там его радостно встречают алеуты.)
о. Иннокентий - Здравствуйте. Я тронут вашим добрым приемом. Но как вы узнали, ведь я не сообщал о своём прибытии?
Алеут 1 - Это Иоанн Смиренников, типа, шаман, сказал, чтобы мы встречали Божьего человека.
о. Иннокентий - Тогда, сейчас проведем службу, а после мне бы хотелось с ним лично встретиться.
(Во время службы подходит Иоанн Смиренников, и когда все расходятся, он подходит к о. Иннокентию.)
Иоанн - Здравствуйте, вы хотели встретиться со мной, я пришёл.
о. Иннокентий - Здравствуйте, Иоанн. Да благословит Вас Господь. Вы всегда читаете прошлое и будущее?
Иоанн - Лишь с помощью Божьей. Ибо, как мне - грешному постоянно искушаться в Господе ничтожными просьбами своими, но по воле Его и по разумению Его заглядываю за завесу времени, зрю миры ангельские и только по благодати Духа Святого могу исцелять и оказывать помощь ближним своим.
о. Иннокентий - Тебя, Иоанн, местные жители почитают великим шаманом - человеком знания, который творит чудеса всякие посредством своих духов - союзников.
Иоанн – Да, какой я - великий шаман?! Великие шаманы на материке. Там - тайные школы, там - линии шаманов, там - знания от атлантов и древних “богов”. А у нас на островах шаманы - самоучки. Одни с добрыми духами знаются, другие - с опасными; а там - и знание, и мощь, и искушение великое.
о. Иннокентий - А ты, Иоанн, иной?
Иоанн - Я не вызывал духов, но когда прибыл на остров о. Макарий и крестил меня грешного, вскоре стали являться ко мне два светящихся существа, как бы человека; и выглядят они, как священники, и наставляют меня в вере христианской, обучают, как жить по Закону Божьему, и про Вас, о. Иоанн, сказали, что придете к нам - малым чадам, и что будете наставлять нас в вере святой, и послушание наше - душе во благо.
Иоанн - И как часто Вы, Иоанн этих существ видите?
Иоанн - Как крестился, почитай, каждый божий день. Утром, вечером являются, ночью не являются, Учат по правде жить, упрекают за мои грехи, учат, как Господу Богу молиться, и сами, порой, со мной молятся.
ИВ - Местные говорят, что ты от своих союзников исцеляешь людей, удачу в охоте приносишь, о хорошей погоде молишь, и путникам в странствиях помогаешь?
Иоанн - Да, не шаман я, чтобы у союзников силу просить, к Господу Богу в молитве взываю, и если призрит Господь меня немощного, так благодать Святого Духа всей душою, всем телом чувствуется. Если я, как чистый проводник светлого небесного, то, как лампа в ночи, к которой слетаются и мотыльки, и птицы небесные.
о. Иннокентий - Все видят сияние светлых сердец. И бесы слетаются, если душу, как лампаду зажигаешь.
ИС - Видел я бесов, как тусклые головешки из костра. Иногда короткие. Иногда выше человеческого роста. Испугаешься, уступишь их соблазнам и угрозам - так они сразу радуются и шепчут, что с тобой навечно. Так у нас шаманы рассказывают.
о. Иннокентий – В святоотеческих преданиях нечто похожее описывается: в разных обличьях является к человеку бес-искуситель, порой, как ангел света. Знает демон все помышления наши тайные, используют слабости нашей души грешной, чтобы повелась она на соблазн, чтобы заявил человек о желании своём хотя бы попробовать плод запретный. А цель одна, чтобы отошёл человек от Бога, чтобы служил он дьяволу, и договор бы с ним заключил намерением своим.
Иоанн - Правы святые отцы. Обмельчали люди. Теперь слово, как пустой звук. Человек рассуждает, а над головой - клочья тумана; человек гневается - адским огнём полыхает; человек лжет - смрад и копоть по всей округе.
о. Иннокентий - Ты, Иоанн, это тоже видишь?
Иоанн - да как не увидишь? Вот, недавно приезжал к нам купчина, о шкурках говорил, цацками блестящими крутил, а от его слов такое смердение, что без толмача понятно - злой человек и жадный, обманет доверчивых алеутов.
о. Иннокентий - Я, хоть, и священник - лицо духовное, но и светскими делами не брезгую заниматься. Дома, храмы строю, механикой занимаюсь, и учу, и лечу, и торговлю хочу наладить, чтобы алеут зверя добывал, а в обмен получал и железо, и пищу, и все что для жизни потребности.
Иоанн - В тебе о. Иоанн свет, даже когда не о духовном, а о мирской помышляешь, и светящиеся существа говорят, что о добром твоя миссия. Если ты и помышляешь о торговле, то с христианской любовью, с пониманием справедливости Божьей; и купцов, что ты благословляешь, мы, как друзей примем.
о. Иннокентий - иногда и я желаю видеть свет от людей, чтобы точно распознать их истинные намерения. Ныне же молю Господа о ниспослании мне прозрения духовного, дабы не ошибиться в мыслях, людях и поступках.
Иоанн - многие желают встретиться с лучезарными существами, но многие ли осознают, что встретиться с ними это - выбор необратимости. Я принимаю высочайшую ответственность, и уже не могу позволить себе “роскошь” - позволять себе “суетные слабости”. Мой путь это - дисциплина духа, воспитание безупречности, преданное служение Христу, любви ко всему Божьему миру. Бог милостив к “забывшим” духовный мир. Он ненавязчиво предупреждает людей о пагубности греха, но позволяет нам пребывать в иллюзии произвола, ведь в мире материи справедливое возмездие обычно как бы откладывается, может, для того, чтобы человек своевременно покаялся и действенно исправил последствия своих негативных мыслей и деяний.
о. Иннокентий - поэтому святые - праведники и просят Господа: пусть дары Твои скрытно приходят, а воздаяния за грехи - явно и незамедлительно, чтобы не впадать в грех гордыни, и не мешкая каяться, исправляя последствия грехов своих, дабы пребывать в чистоте души своей пред Отцом Небесным.
Иоанн - Вот, мы уже почти 30 лет не покаяться священнику не могли, не причаститься.
о. Иннокентий - уже то, что вы сохранили стойкость в вере христовой - заслуга души вашей, и благодать Божья к сердцу любящему. Видел я искренность и чистоту сердец ваших во время службы. Ангелы славят причастников. Ныне укрепляется православие на земле Америки. Будут храмы новые, будут службы регулярные. Крепкий приход, где крепка вера в сердцах людских. Уже сейчас вы стойкие во Христе. Взлетят к небесам купола церквей - соединяйтесь со Христом в церкви Его. Приходите в храм Божий, как в дом своего Отца Небесного. Он ждёт вас. Он любит вас! Вся Вселенная - творение его и обиталище его, а храм Божий - особое посвящённое место, куда Бог приглашает войти человека для принятия святых таинств, для молитвенных бдений, для духовного общения с Отцом Небесным, который для всех нас - верующих открывает врата обители своей - храма Божьего.
Иоанн - Жаль, не доведется мне в этом бренном теле выстоять литургию в храме Божьем.
о. Иннокентий - я всю Сибирь проехал, по Великому океану до вас добирался, и ты, Иоанн можешь отправиться в путешествие в паломничество по святым местам.
Иоанн - Я уже 30 лет - паломник. В духе молился во многих святых местах, может, даже там, где сейчас нет храма Божьего, может, и на той земле, что и не земля вовсе. Ты же, о. Иоанн, только начинаешь свою одиссею. Вскоре отправишь свою семью обратной дорогой, а сам отправишься в дальнее плаванье по большой воде. И когда приедешь, будет у тебя встреча с важным человеком, а через несколько лет продолжится твоя одиссея. Народы будешь освещать, храмы возводить, свет веры православной нести для всех народов России. И обо мне - чудаке алеуте важным людям расскажешь. Вы русские живёте на благословленной земле, где столько святых православных, где священничество и монашество, где глубоки традиции веры Христовой. А посмотри на моих братьев - алеутов. Уже 30 лет без пастырей, без книг - с верой в сердцах живём, как умеем, постимся и молимся, да заветы святые соблюдаем. Что же среди вас - русских так мало искренно верующих, живущих по слову Божьему, а не только по человеческому обычаю и по прихотям живота своего?
о. Иннокентий - Обидные ты слова сказал, но верные. Ведь, многие так и думают, что если я живу “правильно”, то, вроде как, и праведного. Тяжких грехов не совершают, а если что себе позволяют, так в том исповедаюсь. Службы выстаиваю, все обряды исполняю, ну ещё немного - ангельские крылья надеть и в рай лететь!
Иоанн - вижу я, как в сердечной вере человек исполняется Духа Святого. Словно световой луч к небесам направлен, и все тело сияет, как у ангела. Только обычно, даже когда человек Богу молится - лишь отдельные неяркие вспышки. Видно, мысли, как были в суете, так в суете и пребывают, и чем больше в человеке ложной самодостаточности, тем бессодержательнее его молитва.
о. Иннокентий - Богу недостаточно, чтобы мы были по бытийным понятиям “хорошими” людьми. Он призывает нас быть воинами духа, чтобы вся жизнь была в служении Богу и людям, чтобы вырваться из плена суеты и обретать небесное внутри себя, чтобы и в малом, и в большом противостоять дьяволу. Посему духовный подвижник не должен впадать в эйфорию благочестивости, но быть упорен в работе над собой; сердцем, разумом и волей выковывать доспехи безупречного воина, ибо даже у святых нет “абонемента” на грядущее Царствие Небесное, есть только шансы, обретенные чистотой сердца и дисциплиной духа. Ведь, все мы во власти Божьей, и милосердие его безгранично.
Иоанн - Людям в суетном сознании особенно важно воцерковляться и не только разумом осваивать правила церковной жизни, но во всех обрядах и молитвах открывать сердце своё Господу Богу.
о. Иннокентий - В каждом человеке заложен огромный духовный потенциал, ибо все мы - светящиеся существа из духовного мира. Нам Бог дал земные программы, но параллельно - следовать программам небесным, тогда и земная жизнь будет в чистоте, праведности и осознании истинных причин, управляющих миром. И когда придёт Богом намеченное время, ангел небесный посетит человека и предложит душе дары небесные, и спросит душу об истинных намерениях её. И что же тогда предложит ангел Божий душе человеческой?
Иоанн - Дары духовные. Только чаще ангелы помогают развить таланты земные, ведь, и через творчество, посредством деяния в миру так же можно служить Господу. Люди думают, что это везение такое - с существами из духовного мира общаться, через них молитвы к Господу посылать. Бог - источник всех наших желаний, но чтобы быть в Христе, я живу, как пресыщенный желаниями, испрашивая воли Божьей; и мало кто знает - в чем моя радость, и в чем моё смирение.
о. Иннокентий - А эти светящиеся существа только тебе являются? Я, к примеру, могу их увидеть?
Иоанн - об этом их самих спросить следует. Погоди, я попробую прямо сейчас им вопрос задать. (молча молится)
Они сказали, что готовы встретиться с тобой, о. Иоанн. На берегу, где я с ними встречаюсь каждый день.
о. Иннокентий - Господи, не в гордыне своей пожелал ли я встретиться с ангелами твоими? Что в Твоей воле, Господи? Тишина. Не слышу ответа. Видно твоя воля, Господи, - смирение мне проявить. Итак, я отвечу…
Мне, как священнику, представляющему здесь - на дальних рубежах России всю Православную церковь, следует спрашивать совета от иерархов церковных. Посему, отправляются я письмо в Иркутск к о. Михаилу, и в этом письме изложу обо всем и испрошу благословения для встречи со светящимися существами, а там - видно будет. На все воля Божья!
Иоанн - За тысячи верст от Иркутска у Вас, о. Иоанн благословение - принимать самостоятельные решения. Вы приняли своё решение. Оно, как вежливый отказ, ибо письмо из Иркутска доставят Вам через 3 года, а моя душа раньше предстанет пред Господом. Решитесь, так и без меня, выйдя на берег океана, Вы встретите светящихся существ. И сейчас самое время спросить - а что за этим последует?
о. Иннокентий - действительно, что?
Иоанн - ты обрел бы способности большие, чем у меня, стал бы видеть прошлое и будущее, исцелять людей, управлять стихиями и космосом своего сознания. Вы же - священник, и знаете - каковы дары Святого Духа?!
о. Иннокентий - В христианстве обретение даров Святого Духа, это - как проявление величайшей милости Господа. Разве возможно, чтобы это таинство происходило вот так “обыденно”, как обряд инициации? Вышел на берег, встретился с неведомый существами, и навсегда стал не как прежний человек, но уподобился бы созданиям бестелесным?
Иоанн - А как апостолы крестили духом святым? Как пророк и молитвенники обретали благость в глазах Божьих? Мы все однажды изменимся. Кто-то при звуках последней трубы. Кто-то уже в земной жизни. Ведь, каждая душа обладает ангельской природой, и сонастраиваясь с ангелами, она возвращается к естеству своему. Тогда в вере нет сомнений, и плоть преображается Словом!
о. Иннокентий - Тебе, Иоанн, проще - всю жизнь на родном острове. Явились к тебе ангелы и показали миры земные и небесные, дары благие вручили, о братьях твоих - алеутах заботиться поручили: и в быту, и в наставлении в вере христовой. Что из того, коли для соплеменников ты как шаман? В душе ты, Иоанн, - человек православный, я и другим алеутам скажу, чтобы впредь тебя шаманом не называли. Все крещенные, и все - чада Божьи!
Иоанн - спасибо, о. Иоанн. Пора моим братьям взрослеть - не к шаману, а к Господу нашему Иисусу Христу обращаться. Он - источник всех сил и даров милосердия!
о. Иннокентий - Вот, я и возвещаю народам: “Радуйтесь, ибо приблизилось к вам Царствие Небесное! Радуйтесь, ибо Отец Небесный любит каждого, и как блудных детей своих, ждёт всех нас в Своей небесной обители! Радуйтесь, ибо все мы Его дети: кто вырос в православной традиции, и те, кто только сейчас узнали о Христовой любви - все дети одного Небесного Отца, и он обещал, что последние станут первыми, и для каждой живой души указан Путь в Царствие Небесное!
Иоанн - Вот, мы сейчас вдвоём на крохотном острове, а вокруг нас удивительный и прекрасный мир Божий. Видишь, за нами наблюдают мириады ангелов, души наших предков и ещё не родившихся потомков. Звёздные миры взирают на землю. Мы однажды станем, как ангелы, чтобы увидеть всю красоту Божьего мира; и блажен тот, кто уже здесь и теперь всей душой своей чувствует и видит это величие мира Божьего! Царство Божье, однажды приблизившись к душе человеческой, навсегда остаётся в сердце его. Ведь сказано: “Ищите, и обрящите, просите, и даровано будет!” и это - для каждого, кто обращается к Отцу своему небесному!
о. Иннокентий - когда Слово о вечном, меняется ход времени, и в душах биение пульса Вселенной. Но, вот, пульс замедляется, и душам пора расходиться, и каждой - своё странствие во времени и пространстве.
Иоанн - спасибо, о. Иоанн. Расстанемся до встречи в вечности.
о. Иннокентий - до свидания, Иоанн Смиренников, и ангелы в дорогу!
Иоанн - и Вам, о. Иоанн, - с Богом и ангелами его - удачной одиссеи - мудрости, силы и любви! И всем нам - светлой радости в обретении Царствия Небесного!
Сцена 5
Казак 1 - И что ответил о. Михаил?
Гоша - Ответил, что не возражает, пусть о. Иоанн встречается с ангелами. Да только ответ слишком поздно пришёл - душа Иоанна Смиренникова уже представилась к Господу.
Маша - А ангелы?
Гоша - Нам ли, грешным, постичь мир Божий и слуг его? Как написано в Евангелии: "По деяниям узнаете их!" Хватит ли сил человеческих, чтобы каждый год проходить тысячи верст, чтобы одолеть бури и шторма, холод и лишения? Чтобы одним присутствием своим склонять язычников к вере православной? Чтобы овладеть многими языками и написать столько книг; и, наверно, самую популярную - "Указание пути в Царствие Небесное", где доступным языком изложены основы православной веры, и узкий путь, ведущий к спасению. Кстати, написана она после встреч с Иоанном Смиренниковым в алеутской миссии святителя Иннокентия.
Маша - Ангелы привлекают душу уже с рождения, тестируют её дальними странствиями и тяжелыми испытаниями; и если даже не сошелся с ангелами вплотную, мир иной ближе к творческой душе, и от Бога приходят силы и вдохновение.
Казачка 1 - Я понимаю, Маша, можно долго говорить о возвышенном, но девушки хотят разогреться. Гоша, исполни какую-нибудь веселую песню!
(Гоша поёт "Амур, Амур!".)
С ранних лет судьба - театр,
Вроде, знаю всех и вся;
Красный девки, как пираты,
Похищают с корабля!
И заводят в хороводы,
Типа, главный балагур.
Только сердце не находит -
Где любимый мон Амур?
Амур, Амур, признаёт сердце только одну.
Амур, Амур, и я в глазах твоих утону.
Амур, Амур, с тобою к ярким звёздам взлетим.
Амур, Амур, одной любви дозволю вести!
Сердце может зрить за маски,
Где найти горящий взгляд?
Ты придешь, как фея сказки,
Как принцесса из Плеяд!
Я судьбы узнаю подчерк,
Яркий луч растопит льды,
Словно ангелы в повозке,
Дар доставят со звезды!
(Все танцуют. Затем казаки и казачки группами расходятся. Маша и Гоша остаются вдвоём, смотрят на звезды.)
Маша - Ты и вправду решил, что моя душа откуда-то со звезды.
Гоша - Есть редкие люди, глядя на которых кажется, что они откуда-то из дальних миров, только затерялись на этой грешной земле, продолжая жить по законам космоса.
Маша - Или по законам Божьим?
Гоша - Бог есть - Бог порядка, а порядок это - космос, который противостоит мировому хаосу.
Маша - Хаос порождает порядок, и порядок обращается в хаос; а души человеческие, принимая гармонию мира, устремляются к звёздам.
Гоша - Ты веришь, что отсюда люди будут стартовать в иные миры?
Маша - Где-то севернее, и спустя полтора века.
Гоша - И среди них будут наши потомки.
Маша - Именно наши?
Гоша - Быть может, наши души родом с разных созвездий, но они нашли друг друга на этой земле, среди глухой тайги, где только ангелы размечают грядущие звёздные трассы?
Маша - Что ещё ответить, сидя под звёздами у Восточного космодрома? Поехали!
Обнимаются. Гаснет свет.
Сцена 6
На следующий день, утром.
(Гоша с Машей под пологом. На центр выходит казак - кормщик.)
Казак - кормщик (громко) - Всем просыпаться! Пора в дорогу! Благовещенск уже близко!
(Все выходят. Из под полога выходят Маша с Гошей.)
Гоша - А вы знаете - почему город назвали Благовещенск? Так распорядился граф Муравьев в честь того, что первый храм, в котором был приход о. Иннокентия - Благовещенская церковь.
Казак - кормщик - Ладно, всезнайка, ты с нами?
Гоша - Я с вами, и наш путь - на Восток!
Казак - кормщик - Поехали! Запевай песню!
(Гоша и казаки поют песню "Благовещенск". Уходят.)
Солнце всходит на Востоке,
Духа льют с небес потоки,
И Амур бурлит волной;
Ангелы возносят песню,
В устье Зеи - Благовещенск,
Прославляем край родной!
Благая весть, Амурский порт,
Небесный свет, Руси форпост!
Город встал, как ключ к Амуру,
Прославляет Русь Святую
На Восточных рубежах!
В небесах сияет солнце,
Дух живёт первопроходцев
В наших храмах и домах!
Сцена 7
г. Благовещенск. На следующий день.
(К берегу пристает судно с переселенцами, их торжественно встречают: граф Муравьев, о. Иннокентий, о. Александр и другие.)
граф Муравьев - Добро пожаловать на Амурскую землю! Земля большая, богатая, плодородная, вот, только возделователей мало. Размещайтесь здесь - в Благовещенске, а вскоре казачество расселился по всему Приамурье. Будут новые станицы и новые города, вознесутся в небеса купола храмов, укрепился Русь на Амуре на веки вечные!
Казак - кормчий - А как же китайцы? Они, почитай, нам не сильно рады. Скажут - наша река! И что - воевать будем?
граф Муравьев - Может, и воевать, только верится мне - миром договоримся. В Китае - смута, им не до нас; им нужна спокойная граница, нам тоже. Раньше Китай выставлял силу, а теперь - у нас сила! Вы приехали - ещё больше сил стало! А что касается договора - мы с о. Иннокентием отправляемся в Айгун - через реку, так что ждите добрых вестей!
о. Иннокентий - Братья и сёстры, храните в сердцах веру православную. Кто верит - тот все преграды одолеет! И в трудах, и в праздниках наполняет душу верующего радость великая, ибо пребывает он в любви Божьей. И если посылаются нам невзгоды и испытания, так примите их с благодарностью, как дары для очищения душ от помыслов лукавых. Да пребудет на вас Дух Святый, и небесные ангелы - делам благим - в помощь. Аминь.
Хочу представить вам, братья и сёстры, нашего Амурского батюшку - о. Александра. Он священник суровый, но добрый. Непростая у него служба - по всему Амуру православную веру поддерживать. Слушайтесь его, и держитесь веры православной. Аминь.
(После благословения о Иннокентий и граф Муравьев уходят. о. Александр остаётся с паствой.)
о. Александр - Вы, казаки, надеюсь, знаете, что 17 марта 1851 года был подписан Императорский указ об учреждении забайкальского казачества, а теперь вы - не только забайкальское казаки, но ещё и казаки приамурские. Напоминаю, что как святой - покровитель всего Забайкальского края почитается святой благоверный - защитник земли русской - князь Александр Невский; а покровителем забайкальского казачества признан Алексий - человек Божий. Император осознано издал указ о казачестве в день прославления этого святого, чтобы казаки были скромны и благочестивы, чтобы они были добры и нестяжательны. Почитайте святых, не потакайте искушением бесовским. Да хранит вас Господь. Аминь.
А теперь - отдохните с дороги, покушайте, и будем все дожидаться, когда граф Муравьев и о. Иннокентий вернутся с переговоров. Вознесем молитву Господу за Русь Святую и за весь народ православный. Аминь.
(Сгущаются сумерки.)
Сцена 8
Через неделю.
(Казаки собираются на берегу Амура.)
Казак 1- Как там наши? Отстоят Приамурье за Россией или нет?
Маша - Что, Гоша, говорят пророчества об Айгунском мире.
Гоша - Не надо слов! Все можно увидеть. А Вы - указывает на офицера и священника - мне подыграете. А Маша прокомментирует.
Маша - Тогда - шире круг! Представление начинается!
(Казаки расступаются, и в центре образуется сценическая площадка. По центру Маша и Гоша вытягивают голубую ленту, и кладут её на землю. Гоша в маске китайского предводителя, размахивая мечом, перескакивает через ленту.)
Маша - Рад китаеза, земли Амура прибравший,
Только недолго ему танцевать за рекою!
Время согнать его русским штыком и дубиной!
(Появляются офицер с саблей и священник с посохом. Отгоняют китайца за ленту, и вдоль неё священник прочерчивает посохом линию.)
Маша - Там, где Хабаров остроги рубил -
Берег русский!
Прочь убирайся китаец на левобережье!
(Китаец оттягивает время, делая вид, что он не желает вести переговоров. Русские показывают, что собираются уходить, угрожая китайцам.)
Маша - Ах, ты, китаец, намерен резину тянуть, строить козни?
Я ухожу, но вернусь не один,
И тогда ты запляшешь!
(Китаец останавливает офицера, любезничает и подписывает бумагу, и офицер также подписывает договор.)
Маша - Я подпишу, подпишу - Вот Вам земли!
Лучше давайте жить в мире, торгуя друг с другом!
Мир, вам, китайцы! Мир, русские люди!
Ныне земля Приамурская наша!
Гоша (раскланиваясь) - Комедия фенита! А аплодисменты приберегите для графа и о. Иннокентия!
(Вбегает вестовой.)
Вестовой - Свершилось! Договор подписан. Вся земля за Амуром наша - русская! Ура!
Все - Ура!
(Все радуются. о. Александр подходит к Гоше и Маше.)
о. Александр - А вы вместе хорошо сработались! Мария, ты, ведь, из вновь прибывших поселенцев?
Маша - Да, я только вчера прибыла в Благовещенск, и вскоре достигну совершеннолетия. Меня и окрестили в честь Марии Магдалины, пожелав терпения и смирения и горячей любви к Господу.
о. Александр - Этих качеств я бы пожелал и всем Дальневосточным поселенцам! Может, в честь Марии Магдалины следует и храм освятить?
(Подходит капитан Дьяченко.)
Дьяченко - Здравствуйте. Мне тоже нравится Ваша идея, о. Александр. Я только дожидаюсь возвращения графа Муравьева, чтобы он подтвердил распоряжение о строительстве поселения на слиянии рек Амур и Уссури, точнее, Амурской протоки. Это место для поселения выбрал ещё Хабаров, Это место приглянулось капитану Невельскому, и там уже есть казачье поселение – Хабаровка, но для официального статуса его надо освятить, и будем закладывать город!
Гоша - Вот, Маша, познакомился. Это - наш доблестный капитан Яков Дьяченко - командир 13 сибирского линейного батальона самых крутых и несокрушимых бойцов.
Дьяченко - Они настолько крутые, что им даже оружье не выдают, только топоры, да лопаты!
Гоша - Я тоже хочу использовать своё оружие только для театра, а основной мой инструмент - вот эта китайская балалайка. А ну-ка, капитан, покажи, что ты не только воевать и строить можешь, а сумеешь нам частушечки спеть, да станцуешь в присядочку!
(Гоша играет на лютне. Все танцуют.)
Дьяченко - Мы - ребята из стройбата -
Строим церкви, строим хаты;
Грянем громкое: "Ура!",
На Амуре Хабара!
Все - Амур - Хабара,
Дело ждёт топора!
Гоша - Пароход плывет река,
Будет город на века!
Не оставит нас удача -
Приамурье казака!
Все - Амур - Хабара,
Дело ждёт топора!
Маша - Заключили мир с Китаем,
Скоро в космос улетаем!
Славим Бога, сеем хлеб,
Строим храмы до небес!
Все - Амур - Хабара,
Дело ждёт топора!
о. Александр - Солнце ясное встаёт,
По Амуру сплав идёт;
Путь земной, и путь небесный,
Песни ангел пропоет!
Все - Амур - Хабара,
Дело ждёт топора!
Гоша - Я вспомнил ещё одно пророчество:
Когда белый тигр
Ляжет у чёрной реки,
Странник Севера
Обретет удачу!
Маша - И что это значит?
Гоша - Белый тигр, по фэн шуй, может означать город с белыми каменными домами.
о. Александр - Амур на языке аборигенов, как раз и означает - чёрная река.
Маша - Странники севера это, наверно, - мы, русские люди!
Дьяченко - А древнее слово Хабар, как раз, и означает удачу!
Гоша - Значит, пришло время и нам обрести свою удачу, пора собираться в дорогу!
(Все поют песню "Путь удач")
Словно белый дракон
У развилки реки
Чешуёю своих домов;
Мы пришли на поклон
Из суровой тайги,
Излучают сердца любовь!
Хабаровск, Хабаровск, Хабаровск –
Наш город удач!
Хабаровск, Хабаровск, Хабаровск –
Наш город удач!
С юга горы – Хехцир
На востоке – поля,
Огибает Амур – река;
Дух и сердце вложить,
Благодатна земля,
Процветает Хабар в веках!
Узел сотни дорог,
Пламя наших сердец,
Нерешённых полно задач;
Купола видит Бог,
В лицах – солнечный свет,
В древнем имени – путь удач!
ЭПИЛОГ
Хабаровка, полдень 12 июня 1858 г.
(На месте будущего Хабаровска все вместе: граф Муравьев, о. Иннокентий, капитан Дьяченко, Гоша, Маша, казаки, солдаты.)
граф Муравьев - Свершилось! На берегах Амура
Российский флаг и русский дух!
Пусть за стеной сидят маньчжуры,
В своём Китае кормят мух!
Вел казаков сюда Хабаров,
И приглянулся им утес;
Здесь будет город русской славы,
Любви и мужества форпост!
Дьяченко - Здесь мастера приложат руки,
И засверкают топоры;
Первопроходцев славных внуки -
Прорабы новой Хабары!
Гоша - Сошлись в Хабаровске дороги,
Смешение наций и культур,
Мы разные, мы - дети Божьи,
Река любви - река Амур!
Маша - Шли на Восток России дети
С надеждой ангельской в пути;
Удачи верные приметы -
Судьбу благую обрести!
о. Иннокентий - Во имя Господа Иисуса
Благословляю город сей!
Мир вечный, доблестные русы!
В наследство для своих детей
Возьмите землю на Востоке!
Взирает с неба Божье око,
И видит каждого из нас!
Просите сердцем - Бог подаст,
И будет каждый день удачен!
Взметнется в небо сотней башен
Союз Амура с Уссури -
Град созидающей любви!
Благословляю сей берег удачи и поселение - Хабаровка! Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь!
(Гоша и Маша подходят к священнику.)
Гоша - Благослови и нас, батюшка на вечный союз.
о. Иннокентий (благословляя) - Да будет между вами мир и любовь. Да будет мир и процветание на всей Приамурской земле! Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь.
А с тебя, Гоша, новая песня о всем Дальнем Востоке.
Гоша - Величаем Пацифиду! Исполняют все!
(Выходят все - русские, китайцы, животные. Все исполняют "Величаем Пацифиду!")
Ерофей надвинул шапку,
В Приамурье создал стан,
У России суперставка
За Великий океан!
Жребий наш и Божья воля -
На Восток пути ведем,
Пацифиды храмы строим,
Песни новые поем!
На Востоке день встречаем -
Солнца щедрый элексир;
Величаем, величаем
Пацифиду - новый мир!
Муравьев раскинулся карту,
Иннокентий в небо зрил,
Невельской искал форватер,
Бог наш край благословил!
Потеснился друг Восточный,
Над Амуром русский дух!
Видят будущее очи -
Пацифиду создают!
Космодром стоит Восточный,
Дружбы строятся мосты,
Воспоют героев строчки
Пацифической мечты!
В эстафете поколений
Расцветай, любимый край!
Привлекает разум гений -
Пацифиду величай!
©Alex Hesse на Главную e-mail