книги
пьесы
поэзия
разное
здоровье
литература
проекты
иное

Медведь, тигр и золотая рыбка

Амурская сага 2

ЧАСТЬ II


ПРОЛОГ

(Голубая полоса. Вокруг её пляшет золотой дракон. Появляются уссурийский тигр и гималайский медведь, которые дубинками обхаживают дракона. Дракон убегает. Тигр и медведь встают в центре напротив друг друга и зажигают факелы. Звучит песня о Хабаровске.)


Сцена 1


Вечер. р. Амур 1858 г.

(Плывут переселенцы - казаки и казачки. Поют песню "Переселенцы".)


В лишеньях веру обретаем,

Дорога чувства обострит,

Сияет в небе Русь Святая,

И на Восток идти велит!


Мы возвращаем землепашцев.

Прими нас, благодатный берег!

Здесь городов взметнутся башни,

Их строит русский человек!


Нам жребий брошен - в путь собраться,

В доверье к ангелам шаги!

С небесной силой ждёт нас счастье,

Воздвигнем грады средь тайги!


Довольный быт оставив в прошлом,

С нуля начать - не привыкать!

Мы долг души исполнил точно,

И примем неба благодать!


Казак 1 - Время позднее. Пора бы пристать к берегу для ночлега.

Казак 2 - А сколько верст до ближайшей деревни? Места ещё не обжитые.

Маша - Смотрите (указывает пальцем), костёр загорелся!

Казачка 1 - Видно, один бродяга. А нас сколько?

Маша - Этот костёр для нас. Слышите, доносится музыка?

Звучит песня "Песня у огонька".


Вечер сосен сложил параллельные тени,

Золотая луна на дежурство взошла;

А на струнах гитар вызывается гений,

И сияньем сердец прогоняется мгла!


Звёздный купол, Млечная река

Воды жизни катит сквозь века;

Мироздание, шепот звёзд,

Приходи, желанный гость,

Будем песни петь у огонька!


Ночь открыта для чувства и познания Вселенной,

Строки песен скользят из далёких миров;

И походных костров полыхают поленья,

Чтобы путник нашёл на планете любовь!


Казак - кормчий - Если музыка играет - уже будет не скучно, пристаем к берегу!

(Переселенцы пристают к берегу, и видят Гошу возле костра, играющего на лютне. Рядом полог, натянутый, как палатка.)

Гоша - Привет, вольному казачеству. Добро пожаловать на Амур - реку любви!

Казак 1 - Уж с какой любовью нас граф Муравьев из Забайкалья на Амур приглашал! Не хотите, говорит, добровольно, тогда кидайте жребий!

Гоша - Это, правда, граф крут, порой и самоуправство допускает. Так, все же о благе России печется. Через Амур - путь к Великому океану. Здесь - слава России, её восточный форпост!

Казак 2 - России, пожалуй, Амур нужен. А нам, то - как? С родных обжитых мест сорвали. Субсидии - кот наплакал. Места новые, а работы - невпроворот. А граф что ещё задумал - сэкономить на почте, чтобы казаки, как курьеры бегали. По несколько месяцев дома не бывать - хорошее дело.

Гоша - А кому сейчас легко живётся. Все испытания - во славу Божью, для развития души нашей. Не будите печалиться, так и найдёте чему радоваться. Земля добрая. Река широкая, рыбой богатая. Кто желает - с Китаем торговать можно. Вскоре здесь не только деревни, города большие стоять будут! И железную дорогу протянут, и к звездам летать начнём!

Казак 1 - Ты бы, мечтатель, по началу представился.

Гоша - Павлов Георгий Николаевич, можно просто - Гоша. Наш род давно в Приамурье живёт, и никогда такого движения не было! Вскоре вы увидите и графа Муравьева, и архиепископа Иннокентия. Вот, воистину, великий святой и отважный миссионер - всю Сибирь исходил, в Америке Евангелие распространял, вокруг света объехал, а с людьми прост, и делится всем, чем есть. Вы бы видели, как он с детишками на рыбалку ходит. Никакой важности - душа человек!

Маша – А, правда, что его во время войны англичане в плен взяли.

Гоша - Правда. Было такое дело. Война уже заканчивалась, а английские корабли рыскали тогда вдоль наших берегов. Мы же получили приказ - в бой с превосходящими силами противника не вступать, уходить в тайгу. Так и случилось в Аяне - все ушли, а о. Иннокентий остался и молился в храме о победе над неприятелем.


Сцена 2


г. Аян, июль 1855 г.

(о Иннокентий молится в церкви. С шумом заходит отряд англичан. Священник не обращает на них внимания и продолжает молиться. Англичане обступают его. По окончании молитвы священник разворачивается.)

Офицер - Простите, что нарушили уединенность вашей молитвы, но по закону военного времени вы взяты в плен.

о. Иннокентий - Уединенность молитвы - внутреннее состояние, когда ни мысли, ни чувства не сбивают молитвенного настроя, и в мире нет ничего, кроме живой души, устремленной к Господу. А то, что вы меня пленили, так я - человек не военный, и пользы от меня вам никакой не будет. Приходите лучше вечером, попьем чай.

Офицер - Спасибо за приглашение. Я передам его командованию.

(Англичане уходят. о. Иннокентий продолжает молиться. Темнеет.)

(Включается лампа. Заходят англичане. Наливают воображаемый чай.)

о. Иннокентий - Мне стало известно, что вы привели на буксире бременский бриг "Грета", а на нем - русские моряки, которые возвращались из Японии после кораблекрушения.

Офицер - Ваши сведения точны - все они являются пленниками, хоть и плыли под нейтральным флагом.

о. Иннокентий - Я не прошу освободить всех пленных, но среди них немало больных, а также - корабельный священник - лицо гражданское. Зачем вам больные? Только обуза. Проявите милосердие - пусть они сойдут на берег.

(Офицеры совещаются между собой. Говорят по английски.)

Офицер - Мы согласны освободить священника и больных, пусть сойдут на берег. Английское командование надеется на скорое заключение мира с Россией, и скоро наши корабли покинут Аян.

о. Иннокентий - Доброго вам пути! Храни вас Бог. Да пребудет мир на земле и мир в ваших сердцах. Аминь.

(Исполняют «Ковчег спасения»)


Русь склонилась у креста

С ангельским песнями,

Открываются врата

В Царствие Небесное!

Миром правит любовь,

Дух - хранитель истин,

Над землею покров

Звёздами усыпан!


Программы пишут небеса,

И будет все по нашей вере!

Пророчат истины уста,

Традиций мудрые примеры.

И сеют хлеб миссионеры!


Глобус кружит вкруг оси,

Зло с добром сместились,

Матерь Божья к Руси

Проявила милость!

Рвет судьбина баян,

Крепнут поколения;

Земли древних славян,

Как ковчег спасения!


(Англичане расходятся. Гаснет свет.)


Сцена 3


р. Амур, май 1858 г.

(Гоша разговаривает с казаками - переселенцами.)

Казак 1 - И что, отпустил англичанин пленных?

Гоша - Слово джентльмена!

Казак 2 - Да, ладно, уж, нашёл самую честную нацию!

Гоша - Честнее только слово самурая. Китайцы - хитрая нация, а эти - себя ещё покажут!

Маша - Ты, Гоша, лучше об о. Иннокентии расскажи. Как все начиналось?

Гоша - А начиналось миссионерство о. Иннокентия на Алеутских островах, тогда он ещё был о. Иоанном. В 1824 г. от Рождества Христова прибыл он вместе с семьёй на Уналашку, и стал для алеутов первым священником спустя 30 лет, как их крестили первые русские миссионеры.

Казак 1 - За 30 лет отца с матерью позабыть можно, не то, что веру.

Гоша - Наверно, никто так с надеждой и упованием на спасение не встречал о. Иннокентия, как алеуты. И он не жалел сил на миссионерскую деятельность, курсируя от острова - к острову. А ещё: учил местных строить дома и храмы, выращивать картошку, ремеслу всякому.

Казак 2 - Язык алеутов тоже выучил.

Гоша - Более того, составил для них азбуку, и переводил священное писание на алеутский. Когда о. Иннокентий вернулся в Санкт-Петербург он привёз целую кипу научных трудов: по этнографии, географии, биологии. А главное - слово о вере, чтобы двинулись на Восток миссионеры, чтобы заселялся Восточный край, и чтоб научились люди бережно относиться к природе и ближним своим.

Маша - Как же он все успел, и переносил все тяготы жизни?

Гоша - Плоть немощна, силы духа неисчерпаемым. Там же на краю земли о. Иннокентий ещё раз убедился в благодатной силе Святого Духа, когда встретился с одним из первых крещенных алеутов - Иоанном Смиренниковым.


Прирастает Русь землицей,

Средь тайги стоят станицы,

Корабли выходят в океан.

На земле нельзя без веры,

Крест несут миссионеры,

И Христос напутствует славян!


О, владыка Иннокентий,

Мессианских хроник лента

Для туземцев волей Божьей

Слово истины нести.

От Москвы и до Аляски

С вестью мира добрый пастырь.

Из невежества и мрака

Души чистые спасти!


Нас дорога вдаль манила,

Мы приносим слово мира.

На Востоке светлая заря!

Как цветы в одном букете

Все культуры на планете,

Все народы - дружная семья!


Сцена 4

о. Акун (Алеутские острова) 1828 г.

(о. Иннокентий прибывает на остров, и там его радостно встречают алеуты.)

о. Иннокентий - Здравствуйте. Я тронут вашим добрым приемом. Но как вы узнали, ведь я не сообщал о своём прибытии?

Алеут 1 - Это Иоанн Смиренников, типа, шаман, сказал, чтобы мы встречали Божьего человека.

о. Иннокентий - Тогда, сейчас проведем службу, а после мне бы хотелось с ним лично встретиться.

(Во время службы подходит Иоанн Смиренников, и когда все расходятся, он подходит к о. Иннокентию.)

Иоанн - Здравствуйте, вы хотели встретиться со мной, я пришёл.

о. Иннокентий - Здравствуйте, Иоанн. Да благословит Вас Господь. Вы всегда читаете прошлое и будущее?

Иоанн - Лишь с помощью Божьей. Ибо, как мне - грешному постоянно искушаться в Господе ничтожными просьбами своими, но по воле Его и по разумению Его заглядываю за завесу времени, зрю миры ангельские и только по благодати Духа Святого могу исцелять и оказывать помощь ближним своим.

о. Иннокентий - Тебя, Иоанн, местные жители почитают великим шаманом - человеком знания, который творит чудеса всякие посредством своих духов - союзников.

Иоанн – Да, какой я - великий шаман?! Великие шаманы на материке. Там - тайные школы, там - линии шаманов, там - знания от атлантов и древних “богов”. А у нас на островах шаманы - самоучки. Одни с добрыми духами знаются, другие - с опасными; а там - и знание, и мощь, и искушение великое.

о. Иннокентий - А ты, Иоанн, иной?

Иоанн - Я не вызывал духов, но когда прибыл на остров о. Макарий и крестил меня грешного, вскоре стали являться ко мне два светящихся существа, как бы человека; и выглядят они, как священники, и наставляют меня в вере христианской, обучают, как жить по Закону Божьему, и про Вас, о. Иоанн, сказали, что придете к нам - малым чадам, и что будете наставлять нас в вере святой, и послушание наше - душе во благо.

Иоанн - И как часто Вы, Иоанн этих существ видите?

Иоанн - Как крестился, почитай, каждый божий день. Утром, вечером являются, ночью не являются, Учат по правде жить, упрекают за мои грехи, учат, как Господу Богу молиться, и сами, порой, со мной молятся.

ИВ - Местные говорят, что ты от своих союзников исцеляешь людей, удачу в охоте приносишь, о хорошей погоде молишь, и путникам в странствиях помогаешь?

Иоанн - Да, не шаман я, чтобы у союзников силу просить, к Господу Богу в молитве взываю, и если призрит Господь меня немощного, так благодать Святого Духа всей душою, всем телом чувствуется. Если я, как чистый проводник светлого небесного, то, как лампа в ночи, к которой слетаются и мотыльки, и птицы небесные.

о. Иннокентий - Все видят сияние светлых сердец. И бесы слетаются, если душу, как лампаду зажигаешь.

ИС - Видел я бесов, как тусклые головешки из костра. Иногда короткие. Иногда выше человеческого роста. Испугаешься, уступишь их соблазнам и угрозам - так они сразу радуются и шепчут, что с тобой навечно. Так у нас шаманы рассказывают.

о. Иннокентий В святоотеческих преданиях нечто похожее описывается: в разных обличьях является к человеку бес-искуситель, порой, как ангел света. Знает демон все помышления наши тайные, используют слабости нашей души грешной, чтобы повелась она на соблазн, чтобы заявил человек о желании своём хотя бы попробовать плод запретный. А цель одна, чтобы отошёл человек от Бога, чтобы служил он дьяволу, и договор бы с ним заключил намерением своим.

Иоанн - Правы святые отцы. Обмельчали люди. Теперь слово, как пустой звук. Человек рассуждает, а над головой - клочья тумана; человек гневается - адским огнём полыхает; человек лжет - смрад и копоть по всей округе.

о. Иннокентий - Ты, Иоанн, это тоже видишь?

Иоанн - да как не увидишь? Вот, недавно приезжал к нам купчина, о шкурках говорил, цацками блестящими крутил, а от его слов такое смердение, что без толмача понятно - злой человек и жадный, обманет доверчивых алеутов.

о. Иннокентий - Я, хоть, и священник - лицо духовное, но и светскими делами не брезгую заниматься. Дома, храмы строю, механикой занимаюсь, и учу, и лечу, и торговлю хочу наладить, чтобы алеут зверя добывал, а в обмен получал и железо, и пищу, и все что для жизни потребности.

Иоанн - В тебе о. Иоанн свет, даже когда не о духовном, а о мирской помышляешь, и светящиеся существа говорят, что о добром твоя миссия. Если ты и помышляешь о торговле, то с христианской любовью, с пониманием справедливости Божьей; и купцов, что ты благословляешь, мы, как друзей примем.

о. Иннокентий - иногда и я желаю видеть свет от людей, чтобы точно распознать их истинные намерения. Ныне же молю Господа о ниспослании мне прозрения духовного, дабы не ошибиться в мыслях, людях и поступках.

Иоанн - многие желают встретиться с лучезарными существами, но многие ли осознают, что встретиться с ними это - выбор необратимости. Я принимаю высочайшую ответственность, и уже не могу позволить себе “роскошь” - позволять себе “суетные слабости”. Мой путь это - дисциплина духа, воспитание безупречности, преданное служение Христу, любви ко всему Божьему миру. Бог милостив к “забывшим” духовный мир. Он ненавязчиво предупреждает людей о пагубности греха, но позволяет нам пребывать в иллюзии произвола, ведь в мире материи справедливое возмездие обычно как бы откладывается, может, для того, чтобы человек своевременно покаялся и действенно исправил последствия своих негативных мыслей и деяний.

о. Иннокентий - поэтому святые - праведники и просят Господа: пусть дары Твои скрытно приходят, а воздаяния за грехи - явно и незамедлительно, чтобы не впадать в грех гордыни, и не мешкая каяться, исправляя последствия грехов своих, дабы пребывать в чистоте души своей пред Отцом Небесным.

Иоанн - Вот, мы уже почти 30 лет не покаяться священнику не могли, не причаститься.

о. Иннокентий - уже то, что вы сохранили стойкость в вере христовой - заслуга души вашей, и благодать Божья к сердцу любящему. Видел я искренность и чистоту сердец ваших во время службы. Ангелы славят причастников. Ныне укрепляется православие на земле Америки. Будут храмы новые, будут службы регулярные. Крепкий приход, где крепка вера в сердцах людских. Уже сейчас вы стойкие во Христе. Взлетят к небесам купола церквей - соединяйтесь со Христом в церкви Его. Приходите в храм Божий, как в дом своего Отца Небесного. Он ждёт вас. Он любит вас! Вся Вселенная - творение его и обиталище его, а храм Божий - особое посвящённое место, куда Бог приглашает войти человека для принятия святых таинств, для молитвенных бдений, для духовного общения с Отцом Небесным, который для всех нас - верующих открывает врата обители своей - храма Божьего.

Иоанн - Жаль, не доведется мне в этом бренном теле выстоять литургию в храме Божьем.

о. Иннокентий - я всю Сибирь проехал, по Великому океану до вас добирался, и ты, Иоанн можешь отправиться в путешествие в паломничество по святым местам.

Иоанн - Я уже 30 лет - паломник. В духе молился во многих святых местах, может, даже там, где сейчас нет храма Божьего, может, и на той земле, что и не земля вовсе. Ты же, о. Иоанн, только начинаешь свою одиссею. Вскоре отправишь свою семью обратной дорогой, а сам отправишься в дальнее плаванье по большой воде. И когда приедешь, будет у тебя встреча с важным человеком, а через несколько лет продолжится твоя одиссея. Народы будешь освещать, храмы возводить, свет веры православной нести для всех народов России. И обо мне - чудаке алеуте важным людям расскажешь. Вы русские живёте на благословленной земле, где столько святых православных, где священничество и монашество, где глубоки традиции веры Христовой. А посмотри на моих братьев - алеутов. Уже 30 лет без пастырей, без книг - с верой в сердцах живём, как умеем, постимся и молимся, да заветы святые соблюдаем. Что же среди вас - русских так мало искренно верующих, живущих по слову Божьему, а не только по человеческому обычаю и по прихотям живота своего?

о. Иннокентий - Обидные ты слова сказал, но верные. Ведь, многие так и думают, что если я живу “правильно”, то, вроде как, и праведного. Тяжких грехов не совершают, а если что себе позволяют, так в том исповедаюсь. Службы выстаиваю, все обряды исполняю, ну ещё немного - ангельские крылья надеть и в рай лететь!

Иоанн - вижу я, как в сердечной вере человек исполняется Духа Святого. Словно световой луч к небесам направлен, и все тело сияет, как у ангела. Только обычно, даже когда человек Богу молится - лишь отдельные неяркие вспышки. Видно, мысли, как были в суете, так в суете и пребывают, и чем больше в человеке ложной самодостаточности, тем бессодержательнее его молитва.

о. Иннокентий - Богу недостаточно, чтобы мы были по бытийным понятиям “хорошими” людьми. Он призывает нас быть воинами духа, чтобы вся жизнь была в служении Богу и людям, чтобы вырваться из плена суеты и обретать небесное внутри себя, чтобы и в малом, и в большом противостоять дьяволу. Посему духовный подвижник не должен впадать в эйфорию благочестивости, но быть упорен в работе над собой; сердцем, разумом и волей выковывать доспехи безупречного воина, ибо даже у святых нет “абонемента” на грядущее Царствие Небесное, есть только шансы, обретенные чистотой сердца и дисциплиной духа. Ведь, все мы во власти Божьей, и милосердие его безгранично.

Иоанн - Людям в суетном сознании особенно важно воцерковляться и не только разумом осваивать правила церковной жизни, но во всех обрядах и молитвах открывать сердце своё Господу Богу.

о. Иннокентий - В каждом человеке заложен огромный духовный потенциал, ибо все мы - светящиеся существа из духовного мира. Нам Бог дал земные программы, но параллельно - следовать программам небесным, тогда и земная жизнь будет в чистоте, праведности и осознании истинных причин, управляющих миром. И когда придёт Богом намеченное время, ангел небесный посетит человека и предложит душе дары небесные, и спросит душу об истинных намерениях её. И что же тогда предложит ангел Божий душе человеческой?

Иоанн - Дары духовные. Только чаще ангелы помогают развить таланты земные, ведь, и через творчество, посредством деяния в миру так же можно служить Господу. Люди думают, что это везение такое - с существами из духовного мира общаться, через них молитвы к Господу посылать. Бог - источник всех наших желаний, но чтобы быть в Христе, я живу, как пресыщенный желаниями, испрашивая воли Божьей; и мало кто знает - в чем моя радость, и в чем моё смирение.

о. Иннокентий - А эти светящиеся существа только тебе являются? Я, к примеру, могу их увидеть?

Иоанн - об этом их самих спросить следует. Погоди, я попробую прямо сейчас им вопрос задать. (молча молится)

Они сказали, что готовы встретиться с тобой, о. Иоанн. На берегу, где я с ними встречаюсь каждый день.

о. Иннокентий - Господи, не в гордыне своей пожелал ли я встретиться с ангелами твоими? Что в Твоей воле, Господи? Тишина. Не слышу ответа. Видно твоя воля, Господи, - смирение мне проявить. Итак, я отвечу…

Мне, как священнику, представляющему здесь - на дальних рубежах России всю Православную церковь, следует спрашивать совета от иерархов церковных. Посему, отправляются я письмо в Иркутск к о. Михаилу, и в этом письме изложу обо всем и испрошу благословения для встречи со светящимися существами, а там - видно будет. На все воля Божья!

Иоанн - За тысячи верст от Иркутска у Вас, о. Иоанн благословение - принимать самостоятельные решения. Вы приняли своё решение. Оно, как вежливый отказ, ибо письмо из Иркутска доставят Вам через 3 года, а моя душа раньше предстанет пред Господом. Решитесь, так и без меня, выйдя на берег океана, Вы встретите светящихся существ. И сейчас самое время спросить - а что за этим последует?

о. Иннокентий - действительно, что?

Иоанн - ты обрел бы способности большие, чем у меня, стал бы видеть прошлое и будущее, исцелять людей, управлять стихиями и космосом своего сознания. Вы же - священник, и знаете - каковы дары Святого Духа?!

о. Иннокентий - В христианстве обретение даров Святого Духа, это - как проявление величайшей милости Господа. Разве возможно, чтобы это таинство происходило вот так “обыденно”, как обряд инициации? Вышел на берег, встретился с неведомый существами, и навсегда стал не как прежний человек, но уподобился бы созданиям бестелесным?

Иоанн - А как апостолы крестили духом святым? Как пророк и молитвенники обретали благость в глазах Божьих? Мы все однажды изменимся. Кто-то при звуках последней трубы. Кто-то уже в земной жизни. Ведь, каждая душа обладает ангельской природой, и сонастраиваясь с ангелами, она возвращается к естеству своему. Тогда в вере нет сомнений, и плоть преображается Словом!

о. Иннокентий - Тебе, Иоанн, проще - всю жизнь на родном острове. Явились к тебе ангелы и показали миры земные и небесные, дары благие вручили, о братьях твоих - алеутах заботиться поручили: и в быту, и в наставлении в вере христовой. Что из того, коли для соплеменников ты как шаман? В душе ты, Иоанн, - человек православный, я и другим алеутам скажу, чтобы впредь тебя шаманом не называли. Все крещенные, и все - чада Божьи!

Иоанн - спасибо, о. Иоанн. Пора моим братьям взрослеть - не к шаману, а к Господу нашему Иисусу Христу обращаться. Он - источник всех сил и даров милосердия!

о. Иннокентий - Вот, я и возвещаю народам: “Радуйтесь, ибо приблизилось к вам Царствие Небесное! Радуйтесь, ибо Отец Небесный любит каждого, и как блудных детей своих, ждёт всех нас в Своей небесной обители! Радуйтесь, ибо все мы Его дети: кто вырос в православной традиции, и те, кто только сейчас узнали о Христовой любви - все дети одного Небесного Отца, и он обещал, что последние станут первыми, и для каждой живой души указан Путь в Царствие Небесное!

Иоанн - Вот, мы сейчас вдвоём на крохотном острове, а вокруг нас удивительный и прекрасный мир Божий. Видишь, за нами наблюдают мириады ангелов, души наших предков и ещё не родившихся потомков. Звёздные миры взирают на землю. Мы однажды станем, как ангелы, чтобы увидеть всю красоту Божьего мира; и блажен тот, кто уже здесь и теперь всей душой своей чувствует и видит это величие мира Божьего! Царство Божье, однажды приблизившись к душе человеческой, навсегда остаётся в сердце его. Ведь сказано: “Ищите, и обрящите, просите, и даровано будет!” и это - для каждого, кто обращается к Отцу своему небесному!

о. Иннокентий - когда Слово о вечном, меняется ход времени, и в душах биение пульса Вселенной. Но, вот, пульс замедляется, и душам пора расходиться, и каждой - своё странствие во времени и пространстве.

Иоанн - спасибо, о. Иоанн. Расстанемся до встречи в вечности.

о. Иннокентий - до свидания, Иоанн Смиренников, и ангелы в дорогу!

Иоанн - и Вам, о. Иоанн, - с Богом и ангелами его - удачной одиссеи - мудрости, силы и любви! И всем нам - светлой радости в обретении Царствия Небесного!


Сцена 5


Казак 1 - И что ответил о. Михаил?

Гоша - Ответил, что не возражает, пусть о. Иоанн встречается с ангелами. Да только ответ слишком поздно пришёл - душа Иоанна Смиренникова уже представилась к Господу.

Маша - А ангелы?

Гоша - Нам ли, грешным, постичь мир Божий и слуг его? Как написано в Евангелии: "По деяниям узнаете их!" Хватит ли сил человеческих, чтобы каждый год проходить тысячи верст, чтобы одолеть бури и шторма, холод и лишения? Чтобы одним присутствием своим склонять язычников к вере православной? Чтобы овладеть многими языками и написать столько книг; и, наверно, самую популярную - "Указание пути в Царствие Небесное", где доступным языком изложены основы православной веры, и узкий путь, ведущий к спасению. Кстати, написана она после встреч с Иоанном Смиренниковым в алеутской миссии святителя Иннокентия.

Маша - Ангелы привлекают душу уже с рождения, тестируют её дальними странствиями и тяжелыми испытаниями; и если даже не сошелся с ангелами вплотную, мир иной ближе к творческой душе, и от Бога приходят силы и вдохновение.

Казачка 1 - Я понимаю, Маша, можно долго говорить о возвышенном, но девушки хотят разогреться. Гоша, исполни какую-нибудь веселую песню!

(Гоша поёт "Амур, Амур!".)

С ранних лет судьба - театр,

Вроде, знаю всех и вся;

Красный девки, как пираты,

Похищают с корабля!

И заводят в хороводы,

Типа, главный балагур.

Только сердце не находит -

Где любимый мон Амур?


Амур, Амур, признаёт сердце только одну.

Амур, Амур, и я в глазах твоих утону.

Амур, Амур, с тобою к ярким звёздам взлетим.

Амур, Амур, одной любви дозволю вести!


Сердце может зрить за маски,

Где найти горящий взгляд?

Ты придешь, как фея сказки,

Как принцесса из Плеяд!

Я судьбы узнаю подчерк,

Яркий луч растопит льды,

Словно ангелы в повозке,

Дар доставят со звезды!


(Все танцуют. Затем казаки и казачки группами расходятся. Маша и Гоша остаются вдвоём, смотрят на звезды.)

Маша - Ты и вправду решил, что моя душа откуда-то со звезды.

Гоша - Есть редкие люди, глядя на которых кажется, что они откуда-то из дальних миров, только затерялись на этой грешной земле, продолжая жить по законам космоса.

Маша - Или по законам Божьим?

Гоша - Бог есть - Бог порядка, а порядок это - космос, который противостоит мировому хаосу.

Маша - Хаос порождает порядок, и порядок обращается в хаос; а души человеческие, принимая гармонию мира, устремляются к звёздам.

Гоша - Ты веришь, что отсюда люди будут стартовать в иные миры?

Маша - Где-то севернее, и спустя полтора века.

Гоша - И среди них будут наши потомки.

Маша - Именно наши?

Гоша - Быть может, наши души родом с разных созвездий, но они нашли друг друга на этой земле, среди глухой тайги, где только ангелы размечают грядущие звёздные трассы?

Маша - Что ещё ответить, сидя под звёздами у Восточного космодрома? Поехали!

Обнимаются. Гаснет свет.


Сцена 6


На следующий день, утром.

(Гоша с Машей под пологом. На центр выходит казак - кормщик.)

Казак - кормщик (громко) - Всем просыпаться! Пора в дорогу! Благовещенск уже близко!

(Все выходят. Из под полога выходят Маша с Гошей.)

Гоша - А вы знаете - почему город назвали Благовещенск? Так распорядился граф Муравьев в честь того, что первый храм, в котором был приход о. Иннокентия - Благовещенская церковь.

Казак - кормщик - Ладно, всезнайка, ты с нами?

Гоша - Я с вами, и наш путь - на Восток!

Казак - кормщик - Поехали! Запевай песню!

(Гоша и казаки поют песню "Благовещенск". Уходят.)


Солнце всходит на Востоке,

Духа льют с небес потоки,

И Амур бурлит волной;

Ангелы возносят песню,

В устье Зеи - Благовещенск,

Прославляем край родной!


Благая весть, Амурский порт,

Небесный свет, Руси форпост!


Город встал, как ключ к Амуру,

Прославляет Русь Святую

На Восточных рубежах!

В небесах сияет солнце,

Дух живёт первопроходцев

В наших храмах и домах!



Сцена 7


г. Благовещенск. На следующий день.

(К берегу пристает судно с переселенцами, их торжественно встречают: граф Муравьев, о. Иннокентий, о. Александр и другие.)

граф Муравьев - Добро пожаловать на Амурскую землю! Земля большая, богатая, плодородная, вот, только возделователей мало. Размещайтесь здесь - в Благовещенске, а вскоре казачество расселился по всему Приамурье. Будут новые станицы и новые города, вознесутся в небеса купола храмов, укрепился Русь на Амуре на веки вечные!

Казак - кормчий - А как же китайцы? Они, почитай, нам не сильно рады. Скажут - наша река! И что - воевать будем?

граф Муравьев - Может, и воевать, только верится мне - миром договоримся. В Китае - смута, им не до нас; им нужна спокойная граница, нам тоже. Раньше Китай выставлял силу, а теперь - у нас сила! Вы приехали - ещё больше сил стало! А что касается договора - мы с о. Иннокентием отправляемся в Айгун - через реку, так что ждите добрых вестей!

о. Иннокентий - Братья и сёстры, храните в сердцах веру православную. Кто верит - тот все преграды одолеет! И в трудах, и в праздниках наполняет душу верующего радость великая, ибо пребывает он в любви Божьей. И если посылаются нам невзгоды и испытания, так примите их с благодарностью, как дары для очищения душ от помыслов лукавых. Да пребудет на вас Дух Святый, и небесные ангелы - делам благим - в помощь. Аминь.

Хочу представить вам, братья и сёстры, нашего Амурского батюшку - о. Александра. Он священник суровый, но добрый. Непростая у него служба - по всему Амуру православную веру поддерживать. Слушайтесь его, и держитесь веры православной. Аминь.

(После благословения о Иннокентий и граф Муравьев уходят. о. Александр остаётся с паствой.)

о. Александр - Вы, казаки, надеюсь, знаете, что 17 марта 1851 года был подписан Императорский указ об учреждении забайкальского казачества, а теперь вы - не только забайкальское казаки, но ещё и казаки приамурские. Напоминаю, что как святой - покровитель всего Забайкальского края почитается святой благоверный - защитник земли русской - князь Александр Невский; а покровителем забайкальского казачества признан Алексий - человек Божий. Император осознано издал указ о казачестве в день прославления этого святого, чтобы казаки были скромны и благочестивы, чтобы они были добры и нестяжательны. Почитайте святых, не потакайте искушением бесовским. Да хранит вас Господь. Аминь.

А теперь - отдохните с дороги, покушайте, и будем все дожидаться, когда граф Муравьев и о. Иннокентий вернутся с переговоров. Вознесем молитву Господу за Русь Святую и за весь народ православный. Аминь.

(Сгущаются сумерки.)


Сцена 8


Через неделю.

(Казаки собираются на берегу Амура.)

Казак 1- Как там наши? Отстоят Приамурье за Россией или нет?

Маша - Что, Гоша, говорят пророчества об Айгунском мире.

Гоша - Не надо слов! Все можно увидеть. А Вы - указывает на офицера и священника - мне подыграете. А Маша прокомментирует.

Маша - Тогда - шире круг! Представление начинается!

(Казаки расступаются, и в центре образуется сценическая площадка. По центру Маша и Гоша вытягивают голубую ленту, и кладут её на землю. Гоша в маске китайского предводителя, размахивая мечом, перескакивает через ленту.)

Маша - Рад китаеза, земли Амура прибравший,

Только недолго ему танцевать за рекою!

Время согнать его русским штыком и дубиной!

(Появляются офицер с саблей и священник с посохом. Отгоняют китайца за ленту, и вдоль неё священник прочерчивает посохом линию.)

Маша - Там, где Хабаров остроги рубил -

Берег русский!

Прочь убирайся китаец на левобережье!

(Китаец оттягивает время, делая вид, что он не желает вести переговоров. Русские показывают, что собираются уходить, угрожая китайцам.)

Маша - Ах, ты, китаец, намерен резину тянуть, строить козни?

Я ухожу, но вернусь не один,

И тогда ты запляшешь!

(Китаец останавливает офицера, любезничает и подписывает бумагу, и офицер также подписывает договор.)

Маша - Я подпишу, подпишу - Вот Вам земли!

Лучше давайте жить в мире, торгуя друг с другом!

Мир, вам, китайцы! Мир, русские люди!

Ныне земля Приамурская наша!

Гоша (раскланиваясь) - Комедия фенита! А аплодисменты приберегите для графа и о. Иннокентия!

(Вбегает вестовой.)

Вестовой - Свершилось! Договор подписан. Вся земля за Амуром наша - русская! Ура!

Все - Ура!

(Все радуются. о. Александр подходит к Гоше и Маше.)

о. Александр - А вы вместе хорошо сработались! Мария, ты, ведь, из вновь прибывших поселенцев?

Маша - Да, я только вчера прибыла в Благовещенск, и вскоре достигну совершеннолетия. Меня и окрестили в честь Марии Магдалины, пожелав терпения и смирения и горячей любви к Господу.

о. Александр - Этих качеств я бы пожелал и всем Дальневосточным поселенцам! Может, в честь Марии Магдалины следует и храм освятить?

(Подходит капитан Дьяченко.)

Дьяченко - Здравствуйте. Мне тоже нравится Ваша идея, о. Александр. Я только дожидаюсь возвращения графа Муравьева, чтобы он подтвердил распоряжение о строительстве поселения на слиянии рек Амур и Уссури, точнее, Амурской протоки. Это место для поселения выбрал ещё Хабаров, Это место приглянулось капитану Невельскому, и там уже есть казачье поселение – Хабаровка, но для официального статуса его надо освятить, и будем закладывать город!

Гоша - Вот, Маша, познакомился. Это - наш доблестный капитан Яков Дьяченко - командир 13 сибирского линейного батальона самых крутых и несокрушимых бойцов.

Дьяченко - Они настолько крутые, что им даже оружье не выдают, только топоры, да лопаты!

Гоша - Я тоже хочу использовать своё оружие только для театра, а основной мой инструмент - вот эта китайская балалайка. А ну-ка, капитан, покажи, что ты не только воевать и строить можешь, а сумеешь нам частушечки спеть, да станцуешь в присядочку!

(Гоша играет на лютне. Все танцуют.)

Дьяченко - Мы - ребята из стройбата -

Строим церкви, строим хаты;

Грянем громкое: "Ура!",

На Амуре Хабара!

Все - Амур - Хабара,

Дело ждёт топора!

Гоша - Пароход плывет река,

Будет город на века!

Не оставит нас удача -

Приамурье казака!

Все - Амур - Хабара,

Дело ждёт топора!

Маша - Заключили мир с Китаем,

Скоро в космос улетаем!

Славим Бога, сеем хлеб,

Строим храмы до небес!

Все - Амур - Хабара,

Дело ждёт топора!

о. Александр - Солнце ясное встаёт,

По Амуру сплав идёт;

Путь земной, и путь небесный,

Песни ангел пропоет!

Все - Амур - Хабара,

Дело ждёт топора!

Гоша - Я вспомнил ещё одно пророчество:

Когда белый тигр

Ляжет у чёрной реки,

Странник Севера

Обретет удачу!

Маша - И что это значит?

Гоша - Белый тигр, по фэн шуй, может означать город с белыми каменными домами.

о. Александр - Амур на языке аборигенов, как раз и означает - чёрная река.

Маша - Странники севера это, наверно, - мы, русские люди!

Дьяченко - А древнее слово Хабар, как раз, и означает удачу!

Гоша - Значит, пришло время и нам обрести свою удачу, пора собираться в дорогу!

(Все поют песню "Путь удач")


Словно белый дракон

У развилки реки

Чешуёю своих домов;

Мы пришли на поклон

Из суровой тайги,

Излучают сердца любовь!


Хабаровск, Хабаровск, Хабаровск –

Наш город удач!

Хабаровск, Хабаровск, Хабаровск –

Наш город удач!


С юга горы – Хехцир

На востоке – поля,

Огибает Амур – река;

Дух и сердце вложить,

Благодатна земля,

Процветает Хабар в веках!


Узел сотни дорог,

Пламя наших сердец,

Нерешённых полно задач;

Купола видит Бог,

В лицах – солнечный свет,

В древнем имени – путь удач!



ЭПИЛОГ


Хабаровка, полдень 12 июня 1858 г.

(На месте будущего Хабаровска все вместе: граф Муравьев, о. Иннокентий, капитан Дьяченко, Гоша, Маша, казаки, солдаты.)

граф Муравьев - Свершилось! На берегах Амура

Российский флаг и русский дух!

Пусть за стеной сидят маньчжуры,

В своём Китае кормят мух!

Вел казаков сюда Хабаров,

И приглянулся им утес;

Здесь будет город русской славы,

Любви и мужества форпост!

Дьяченко - Здесь мастера приложат руки,

И засверкают топоры;

Первопроходцев славных внуки -

Прорабы новой Хабары!

Гоша - Сошлись в Хабаровске дороги,

Смешение наций и культур,

Мы разные, мы - дети Божьи,

Река любви - река Амур!

Маша - Шли на Восток России дети

С надеждой ангельской в пути;

Удачи верные приметы -

Судьбу благую обрести!

о. Иннокентий - Во имя Господа Иисуса

Благословляю город сей!

Мир вечный, доблестные русы!

В наследство для своих детей

Возьмите землю на Востоке!

Взирает с неба Божье око,

И видит каждого из нас!

Просите сердцем - Бог подаст,

И будет каждый день удачен!

Взметнется в небо сотней башен

Союз Амура с Уссури -

Град созидающей любви!

Благословляю сей берег удачи и поселение - Хабаровка! Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь!

(Гоша и Маша подходят к священнику.)

Гоша - Благослови и нас, батюшка на вечный союз.

о. Иннокентий (благословляя) - Да будет между вами мир и любовь. Да будет мир и процветание на всей Приамурской земле! Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь.

А с тебя, Гоша, новая песня о всем Дальнем Востоке.

Гоша - Величаем Пацифиду! Исполняют все!

(Выходят все - русские, китайцы, животные. Все исполняют "Величаем Пацифиду!")


Ерофей надвинул шапку,

В Приамурье создал стан,

У России суперставка

За Великий океан!

Жребий наш и Божья воля -

На Восток пути ведем,

Пацифиды храмы строим,

Песни новые поем!


На Востоке день встречаем -

Солнца щедрый элексир;

Величаем, величаем

Пацифиду - новый мир!


Муравьев раскинулся карту,

Иннокентий в небо зрил,

Невельской искал форватер,

Бог наш край благословил!

Потеснился друг Восточный,

Над Амуром русский дух!

Видят будущее очи -

Пацифиду создают!


Космодром стоит Восточный,

Дружбы строятся мосты,

Воспоют героев строчки

Пацифической мечты!

В эстафете поколений

Расцветай, любимый край!

Привлекает разум гений -

Пацифиду величай!


Все Пьесы

 

©Alex Hesse      на Главную      e-mail