книги
пьесы
поэзия
разное
здоровье
литература
проекты
иное

СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ И ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ


Нажмите здесь, чтобы открыть презентацию ppt

Аннотация:

Социальная адаптация означает то, насколько успешно человек приспосабливается к социальной среде, и очень важно, чтобы молодой человек заранее получил стойкие внутренние установки и был уже заблаговременно адаптирован к новым условиям социальной среды. Речь идёт о формировании «внутреннего стержня», «личностного ядра» индивидуума; и тогда человек – не «перекати-поле», но стойкий в своих нравственных идеалах. Религия же, как практика воспитания, означает то, что наша душа восстанавливает те связи, те лиги, которые имманентны духовному миру, чтобы жить в единстве с мировой гармонией, Поэтому, даже светское воспитание должно стать сродни религиозному, и воспитательные наработки религий должны повсеместно использоваться в педагогической практике.


Ключевые слова: религия, христианство, нравственность, духовность, личность, воспитание, социальная адаптация


Социальная адаптация означает то, насколько успешно человек приспосабливается к социальной среде, насколько успешно он интегрируется в различные социальные группы, насколько эффективно преодолевает стрессовые нагрузки, связанные с разного рода социальным прессингом и другими проблемами, что связаны с межличностными отношениями.

Регуляторные функции в обществе по поддержанию социального порядка, в содействии адаптации индивидуумов в общественную жизнь, выполняют законы, нормы морали и нравственности. Однако, нормы это – внешнее. Человек смиряется или не смиряется с этими нормами, притворяется или искренне действует по закону и совести.

Воспитание, как раз, и направлено на то, чтобы воспитать гармоничную личность. Чтобы человек, перед тем как войдет в большой взрослый мир, узнал о нормах и законах, и чтобы он научился жить в соответствии с этими нормами и законами, причём, так, чтобы при этом не испытывать особого дискомфорта, не испытывать искушения, чтобы обходить эти нормы и правила, а, наоборот, чтобы внутренняя потребность человека была – следуя нормам и принципам социального мира, реализовывать свой творческий потенциал и содействовать ближним своим в реализации их благих целей.

Есть много методических подходов к решению этой задачи по воспитанию и социальной адаптации. Разные школы психологии предлагают разные решения, которые во многом сходные, ибо в основе, так или иначе, концепция «кнута и пряника». Или воспитуемому говорят: «Нельзя или тебе будет плохо!». Или ему говорят: «Поступай так, и будет хорошо и тебе, и другим людям!».

В любом случае, очень важно, чтобы молодой человек заранее получил стойкие внутренние установки и был уже заблаговременно адаптирован к новым условиям социальной среды. Здесь уместно провести научные аналогии и упомянуть о разработанной нами теории искусственного формирования функциональных адаптаций рыб, включенной в реестр новых научных направлений Российской Академии Естествознания (Международная Ассоциация ученых, преподавателей и специалистов), регистрационный № 0055 от 22.05.2018.

Обоснованы теоретические принципы искусственного формирования функциональных адаптаций рыб, в результате чего в организме рыб заблаговременно должен сформироваться комплекс морфофункциональных преобразований, приводящий к более быстрому росту, развитию, созреванию, или повышению устойчивости особи к неблагоприятным факторам среды.

Особенность пастбищного рыбоводства заключается в невозможности создания на рыбоводных заводах искусственных условий, полностью копирующих естественные. Тем не менее, рыба выпускается в природную среду, где она попадает под влияние совершенно новых факторов, в том числе особи предстоит пройти такой важный жизненный этап, как смена пресноводной среды обитания на морскую и, соответственно, изменить тип осморегуляции. В связи с этим, для гарантированной выживаемости рыб, адаптации к новым условиям должны сформироваться в основном еще в условиях завода. В случае со смолтификацией лососей и разработанными мероприятиями по направленному получению смолтов хорошо показано, что путем создания рыбам специальных условий, причем не обязательно связанных с изменением соленостного режима (например, физическая тренировка, фотопериод, минеральные диеты), можно уже в пресной воде сформировать у молоди комплекс приспособлений для успешного перехода к жизни в море. Следует обратить внимание на формирование в организме специального функционального ответа, связанного с изменением условий содержания и приводящего к преадаптации.

Как в биологии, так и в социологической науке, педагогике и духовно-нравственном воспитании, основные задачи исследований должны заключаться в выяснении механизмов факторно-адаптационных взаимосвязей, определении последовательности функциональных мостиков, приводящих к морфофункциональным и внутренним преобразованиям, изучении становления приспособительных изменений, специфической регуляции и интеграции.

Вернемся к социальным адаптациям. При одних подходах акцент делается на логику, при других – на эмоции; и всегда требуется развивать волевые качества, как силу непреклонности в добрых убеждениях, как силу преодоления искушений, внешних и внутренних деструктивных влияний. Речь, таким образом идёт о формировании «внутреннего стержня», «личностного ядра» индивидуума; и тогда человек – не «перекати-поле», но стойкий в своих нравственных идеалах; ведь, социальная адаптированность – ни есть конформность – уступчивость и ведомость индивидуума.

Намеривая социальную адаптированность для своих воспитанников, мы ожидаем в них развитие мудрости и лидерских качеств, а никак не тупую наивность и рабскую покорность.

Конечно «белые и пушистые» лучше «хулиганов». Но кто видит – есть ли у этих, вроде как, добропорядочных людей тот самый «внутренний стержень», то самое «личностное ядро»?

Если оно есть – доброе в человеке от убеждений его. Он тот, кого можно назвать воином правды, ибо воина отличает стойкость. В тоже время, воин, как человек силы, отличается качествами заботы о ближних своих, проявляет себя, как защитник и борец за правду в этом несправедливом мире.

Те же, кто «белые и пушистые», а «внутреннего ядра» не имеют – нередко обуреваемы страстями и деструктивными мотивациями, которым только страхи наказания мешают прорваться наружу. Такие люди могут быть, как овцы, а внутри волки хищные, и когда меняется ситуация, и «чёртик» выходит наружу, они могут быть самыми опасными в своих деструктивных устремлениях.

Чтобы сформировать «внутренний стержень» требуется больше, чем обычная педагогика. А те, кто имеют такой «стержень», нередко, - проблема для педагогов, поскольку не склонны проявлять ожидаемой конформности и расчёсываться под один гребень.

Педагогу – воспитателю для таких индивидуумов следует самому проявлять себя, как лидер со своим «стержнем» и стойкими убеждениями.

Такие дети, как дар Божий, ибо их лидерские качества и «ядерность» личности уже проявляется с раннего детского возраста. Они же – источник «головной боли», ибо неясно – как с ними сладить? С ними связаны потенциальные угрозы, особенно, когда возможно обращение к «тёмной стороне силы», что так легко происходит в современном испорченном обществе.

Когда дело имеешь с «ядерными» людьми, обычные психологические подходы и интерпретации дают сбои – наблюдается слишком много иррационального, что нельзя объяснить, исходя из тривиальной материалистической концепции о природе вещей. Проще говоря, там, где проявлена настоящая сила – наблюдается нечто мистическое, и не потому, что кажется, а потому, что так мир устроен. Он сложнее банальной версии, и силы духовного мира объективны и актуальны для каждого из нас, независимо от того – верим мы или не верим, считаемся или не считаемся с проявлением этих сил духовного мира!

Неважно, что мы живём в светском обществе, и формально церковь отделена от государства. Наши души – обитатели духовного мира, и его законы актуальны для всех и каждого!

Религия же, как практика воспитания, означает то, что наша душа восстанавливает те связи, те лиги, которые имманентны духовному миру, чтобы жить в единстве с мировой гармонией, прочувственно воспринимая тот мировой порядок, в котором сила и исцеление душ наших.

Поэтому, даже светское воспитание должно стать сродни религиозному, и воспитательные наработки религий должны повсеместно использоваться в педагогической практике.

Религия, в высших своих аспектах, не просто воспитывает социально адаптированных людей, она направляет личность на средний путь – путь воина. Не фанатизм, а подлинная религиозная убеждённость видится, как «ядерность» личности.

Что же касается «внутреннего стержня», то в христианстве, он видится, как крест, который человек смиренно несёт по жизни, а высота и ширина этого креста – в чистоте и щедрости любви, что излучает сердце духовного подвижника.

Важно отметить, что религия воспитывает воинов духа, но это - не бунтарство ради бунтарства и каких-то личных амбиций. Наоборот, одни из главных добродетелей праведника – смирение и терпения, ибо они привлекают силу и дух правды.

Благодаря этим качествам искренне верующий человек с благодарностью принимает даже тяжкий крест суровых жизненных испытаний и безропотно переносит различные стрессовые нагрузки; не только достойно проявляя себя, но и показывая пример внутренней силы и благочестия, помогая и другим душам одолевать стрессовые нагрузки.

Мир не будет проще, и жить не станет легче; но тот, кто верит, кто живёт по правде – тот ускорится на пути исцеления для жизни и истинного счастья!

©Alex Hesse      на Главную      e-mail