книги
пьесы
поэзия
разное
здоровье
литература
проекты
иное

Первый из алеутов, и чудесное начало миссии Святителя Иннокентия

Каждый день тысячи душ приходят на землю, но есть избранные души, коим отмечен час и место, и для них уже прописаны маршрутные карты в сценариях судьбы; и хотя, каждая личность наделена свободой воли, в тех или иных вариациях сценарий будет исполнен, и Высший Замысел воплотится в истории!
Так случилось почти 200 лет назад, когда в селе возле Иркутска в семье приходского священника родился мальчик, которому предстояло стать одним из величайших миссионеров христианства.
По началу, казалось бы, что всё складывается иначе. Молодой пастырь Божий - отец Иоанн получил приход, женился, ждал ребёнка - и куда уж ему - дальние страны?
Однако, словно некая неведомая сила распорядилась и побудила молодого священника, взяв семью, отправиться по северным дорогам за тысячи вёрст, чтобы служить в русской Америке.
Что эта за сила, влекущая людей в дальние края, как она проявляет себя, и почему то, что просто в теории, реально, отверженный подвиг подвижника!?
Задав эти вопросы, перенесемся в 1928 год в Великий пост на маленький холодный остров Акун, что расположен где-то в средине Алеутской гряды. Отец Иоанн уже несколько лет (с 1824 года) практически единственный православный священник на Алеутах, при этом, он уже пользуется немалым авторитетом и среди местных жителей, и среди русского населения островов, занимается церковной, миссионерской деятельностью, изучает язык и культуру аборигенов, занимается хозяйственной, просветительской деятельностью, как и многие другие миссионеры, что и до него, и после него трудились во славу Божью.
Центр русской миссии - Уналашка - городок на одном из крупном островов Алеутской гряды. Но островов много, и о. Иоанн периодически совершает миссионерские путешествия. И, вот, на 3-м году своей миссионерской деятельности о. Иоанн подплывает к небольшому острову Акун, и с удивлением видит то, что все аборигенам острова встречают его на берегу, как дорогого гостя.
Поблагодарив и благословив местных жителей, миссионер спрашивает - а как Вы, собственно, узнали о моём приезде? Я вас не оповещал, да и сам точно не знал - когда прибуду?
В ответ алеуты ответили ему, что так им сказал старик Иоанн Смиренников, мол, приедет мудрый человек, со словом Божьим, и его надо торжественно встретить.
Распросив местных жителей об этом Иоанне Смиренникове более подробно, священник узнал, что он - один из первых крещенных алеутов, который уже около 30 лет придерживается христианской веры, и во многом благодаря ему поддерживается христианская община на острове. (Первые миссионеры были отправлены на Аляску и Алеутские острова ещё в последние годы царствования Екатерины II. Миссия имела успех в плане того, что многие алеуты приняли христианскую веру и сохраняли стойкость в вере своей на долгие годы. Однако, по возвращении на родину, почти все священники миссии погибли в кораблекрушении, и более миссий в русскую Америку не организовывались; и, как раз, о. Иоанн был первым из священников, который добрался до далёких берегов спустя более чем 30 лет после первой миссии.)
Уже сам факт, что далёкие от цивилизации люди - алеуты, оказались столь стойкими в вере, что без церквей и священников поддерживали христианскую религиозность более 30 лет вызывал удивление и восхищение.
Сам о. Иоанн объяснял это особенностями ментальности алеутов и их неиспорченностью по сравнению с другими народами. Другой важный фактор - то, что среди алеутов были стойкие в вере лидеры, вроде упомянутого Иоанна Смиренникова, которые цементировали христианские общины.
Местные жители относились к Иоанну Смиренникову не только как к христианскому лидеру, но и как шаману, поскольку он обладал дарами предвидения, целительства, к нему обращались, чтобы был успех в охоте и с другими просьбами.
В беседе с Иоанном Смиренниковым о. Иоанн (Вениаминов) также задал вопрос - почему аборигены считают его шаманом? И был ответ: «Ну, какой же я - шаман?! Ещё в молодости я принял крещение, после у берега моря ко мне стали являться два ангела, которые стали просвещать меня по христианству, и от них у меня те дары, что на благо людям».
Много ещё было бесед между молодым священником и старым алеутом, в ходе которых о. Иоанн убедился, что Иоанн Смиренников действительно крепок в христианской вере, и, по видимому, те силы, что с ним - от Бога, а не от его противника.
Уже в большем доверии к Иоанну Смиренникову, о. Иоанн спросил у него - мог ли бы и он сам встретиться с теми ангелами? В ответ, обратившись к этим сущностям, алеут ответил: «Да. Это возможно. Они готовы встретиться с Вами!»
Ответ — ожидаемый, и, в то же время, шокирующий. Вопрос - как должен поступить священник, да, и вообще - верующий человек, когда сделать шаг - и встретишься с ангелами, сделать шаг — и воотче увидеть то, что до сих пор было лишь абстрактным предметом веры, сделать шаг к мудрости и силе, принимая программу величайшей ответственности?!
Нам ли, грешным, дерзать; и нам ли, грешным, отказываться? Вот, и о. Иоанн задумался, и выбрал компромиссное решение - ни да, ни нет, но обратиться к своему духовнику - о Михаилу из Иркутска. Вот, только со связью в те времена были большие проблемы; и пока письмо дошло до Сибири, пока пришёл ответ, что духовник не возражает, Иоанн Смиренников успел представиться, и у о. Иоанна так и не вышла обещанной встречи с ангелами.
Однако, можно ли говорить, что у Святителя разошлись пути с ангелами? Тот, кто уже избран ангелами, кто следует узкому пути святости — он всегда со святой силой, даже если  и не видит воотчую ангелов каждый Божий день!
А то, что святая сила способствовала успеху миссианской деятельности о. Иоанна (впоследствии, о. Иннокентия) - подтверждалось всей его жизнью. Он неоднократно спасался из очень опасных ситуаций. Он точно предвидел события, и действовал очень своевременно. (Например, когда Муравьев-Амурский прислушивался к советам святителя Иннокентия, тогда и его политические шаги были верны, а когда он стал всё больше, как сам по себе, то - наломал немало дров, и оставил губернаторство).
Аборигены разных племён и народов видели в Святителе человека силы, и обращались к нему, как к шаману и по поводу охоты, и по поводу погоды, и с другими просьбами. Документально подтверждается — что не напрасно. Даже сейчас, спустя полтора столетия, видно, что там, где было благословение от св. Иннокентия, и по ныне районы процветания. (Другое дело, что мы - потомки недостаточно бережливы и ответственны к святому и чистому, и ангелы плачут над нашими безрассудствами)
Объективно, если обозреть то, что успел за свою жизнь сделать Святитель Иннокентий: сколько он обошёл земель, скольких крестил людей, сколько написал книг и наставлений - кажется, что это всё неподсильно для одного человека - только с Божьей помощью и с ангельской поддержкой!
Перенесёмся снова к началу творческого пути Святителя. Он ещё не ведает о своей избранности, но что-то, словно, из далека, влечёт его на дальнюю дорогу, и где-то ещё на бессознательном уровне чувствуется ангельское.
Правда, путь к истине не выстлан розами, и требуется немало веры и духовного усердия, чтобы не потерять чуткость к ангельскому, чтобы верно прочитать духовные знаки, и выбрать непростую судьбу, указанною Провидением.
Тогда цель дальнего путешествия становится, как некое дэжавю, когда однажды словно узнаешь то, к чему шёл долгие годы. И, когда кажется, что судьба грозит сломать путника, когда атакуют навязчивые сомнения в правильности жизненного выбора - где-то из внутренних резервов проявляются силы одоления, и ангелы подают надежду и указывают верные знаки для ясного выбора!
Мир духовный в радости и великолепии. Но готов ли человек принять всю полноту тайного, перестраиваясь полностью от земного - к небесному?
Как реагируют наши души, встречаясь с ангельским или с чем другим из иного мира?
Если бы о. Иоанн, в своё время, лицом к лицу встретился с ангелами, он, возможно, стал великим пророком и чудотворцем. Однако, он избрал другой путь, и, сохранив памятование об ангелах, проникшийся духовной ответственностью, совершил великие подвиги миссионерства.
Как поведет наша душа, встречая ангельское? Здесь — не метафора, а естественный этап на узком пути духовного подвижника! Ведь, наша живая душа — житель мира духовного, и всегда, так или иначе, она — во взаимодействиях с другими его обитателями. Вот, только, муссируя бытие в извечной суете дней, мы научились как-бы не замечать и как-бы устраняться от духовного мира, и умудряемся проделывать эти трюки даже во время служения Господу, оставаясь от мира сего и в «светском» и в «духовном».
Вся практика жизни в Господе направлена на то, чтобы жить по воле Его, открываясь для ангелов Его и для Духа Святого. В правде душа приготавливает пути для встречи с тем, что существует во Вселенной, и является абстракцией только в суетной версии мира. Есть наше естественное намерение — приблизиться к небесному; есть наши способности и таланты для служения Вечному; и есть некое жизненное предначертание для души человеческой, побуждающее нас к решительным поступкам в доверии к Высшей Силе.
Ангелы приходят к подвижнику, и в не зависимости от нашего выбора, в судьбе нечто меняется, и человек, в большей или меньшей степени, становится, как не от мира сего; и возрастают силы его, и возрастает ответственность его за все свои поступки; и больше исходит препятствий от обычных человеческих пристрастий и всякой нечистоты, даже чувственной, даже мысленной; но возрастают и способности к санации духовной — к исцелению в свете своей души и душ ближних своих.
Вот, Святитель Иннокентий. Вот, Иоанн Смиренников. Узрите разные примеры, разные варианты выбора. В любом случае, принимая ангелов, нашей душе следует делать выбор веры, подтверждая его убелением наших душевных одежд и подвижничеством духовным.
Так, пусть сердце наше укрепляется памятованием и обращениями к святым русской земли: и к Иоанну Смиренникову, и к Святителю Иннокентию - и ангелы - нам в помощь на пути веры, добра и любви!

©Alex Hesse      на Главную      e-mail